На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ОПЕРЫ

1. Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо
2. Джованни Баттиста Перголези, Жан Жак Руссо
3. Опера «ужасов и спасения»
4. Гаспаре Спонтини, Адриен Буальдье, Даниэль Франсуа Обер
5. Джакомо Мейербер
6. Лирическая опера
7. Клод Дебюсси, Морис Равель
8. Дариюс Мийо
9. Артур Онеггер
10. Франсис Пуленк
11. Марсель Михайлович, Анри Барро, Жозеф Косма

Шарль Гуно (Gounod) Одна из самых ярких страниц в истории музыкальной культуры Франции принадлежит тому значительному периоду, который связан с лирической оперой. Первый классический образец ее — «Фауст» Шарля Гуно, премьера которого прошла в 1859 г., то есть в середине XIX века. На протяжении последующих десятилетий жанр лирической оперы доминирует во французском музыкальном театре, оказавшись в итоге наиболее жизнеспособным с точки зрения художественных интересов сегодняшнего дня. Велик список композиторов, работавших в этом жанре. Еще больше, разумеется, список сочинений, последовавших вслед за «Фаустом». «Ромео и Джульетта» (1867) Ш. Гуно; «Искатели жемчуга» (1863), «Джамиле» (1871) и «Кармен» (1875) Ж. Бизе; «Беатриче и Бенедикт» Г. Берлиоза (1862); «Миньон» А. Тома (1806); «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (1877); «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1880); «Лакме» Л. Делиба (1883); «Манон» (1884) и «Вертер» (1886, премьера — 1892) Ж. Массне — таковы лучшие, наиболее популярные образцы французской лирической оперы.

Даже самое беглое знакомство со сценическим наследием названных композиторов убеждает в том, что ни в одном случае творческая индивидуальность не повторяет другую. Это обусловливалось не только разностью талантов; скорее — разностью идейных и эстетических взглядов художников, формировавшихся далеко не в одно и то же время. Так, например, опера «Вертер» пишется почти на целых тринадцать лет позднее «Фауста», в иной общественно-исторический период: 1859 г. относится к эпохе Второй империи (Наполеона III), 1886 г., когда был создан «Вертер»,— к установлению в стране буржуазной республики. И тем не менее «Вертер», как и «Фауст», принадлежит к жанру лирической оперы.

Жюль Массне (Massenet) Жанр оказался по-своему весьма «емким». Его, представляют и тот же «Фауст», приближающийся по внешним формам к стилю «большой» оперы, и двухактная, «камерная» опера «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза; поэтичнейшие «Сказки Гофмана» Оффенбаха, явившиеся единственным оперным опусом великого законодателя французской оперетты, и гениальный образец сценического реализма — «Кармен» Бизе. Если к сказанному прибавить, что для лирической оперы характерно частое обращение ее авторов к классикам мировой художественной литературы (Гете, Шекспир), к восточной тематике («Искатели жемчуга», «Джамиле», «Лакме»), к библейским сюжетам («Самсон и Далила»), то в целом описываемое явление представит собой картину пеструю, противоречивую.

Отметим, однако, следующую закономерность. Французская лирическая опера отходит, как правило, от большой историко-героической тематики, ограничиваясь преимущественно сферой интимной жизни человека. На смену гипертрофированным построениям «большой» оперы, развитым хоровым сценам и ансамблям приходят романс, каватина, баллада, ариозо, то есть сугубо камерные сценические формы. Когда же основой либретто становятся величайшие создания мировой литературы — например, «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Фауст», «Вертер» и «Вильгельм Мейстер» Гете, — опера утрачивает глубокую философскую идею, выдвигая на первый план любовную драму.

Жорж Бизе (Bizet) Но эти «минусы» нового музыкально-театрального жанра французского искусства искупались многими его «плюсами». Акцентируя свое внимание на душевном мире человека, авторы лирических опер создавали произведения, отмеченные неподдельной искренностью и теплотой чувства. У многих из них, в частности у Массне, портретные характеристики героев получали тончайшую психологическую законченность.

В партитурах Гуно и Бизе, Оффенбаха и Делиба, Тома и Массне нередки случаи использования образцов городского бытового фольклора, что делало произведения этих композиторов близкими и понятными массовому слушателю.

Отдельно следует сказать о «Кармен» Бизе. Редчайшая правдивость в передаче сложных человеческих чувств и взаимоотношений, сила эмоционального воздействия на аудиторию, изумительная красота и одновременно поразительная доходчивость партитуры, отражающей и бурное веселье, и трагизм обреченности, ставят оперу Бизе в ряд уникальных произведений всей мировой музыкальной литературы.

Иллюстрации: Шарль Гуно, Жюль Массне, Жорж Бизе

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум