1. Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо
2. Джованни Баттиста Перголези, Жан Жак Руссо
3. Опера «ужасов и спасения»
4. Гаспаре Спонтини, Адриен Буальдье, Даниэль Франсуа Обер
5. Джакомо Мейербер
6. Лирическая опера
7. Клод Дебюсси, Морис Равель
8. Дариюс Мийо
9. Артур Онеггер
10. Франсис Пуленк
11. Марсель Михайлович, Анри Барро, Жозеф Косма
В то время как жанр комической оперы значительно развивается по сравнению с первыми опытами в этой области, в «Королевской академии музыки» господствует дух строгих классических опер, тематика и стиль которых близки творческой школе Глюка. Таковы «Тарар» Антонио Сальери, «Эдип в Колоне» Антонио Саккини, «Демофонт» Луиджи Керубини.
В нашем рассказе об истории французской оперы не случайно названо имя немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Незадолго до победы французской буржуазной революции 1789 г. Париж с глубоким интересом следит за деятельностью Глюка, избравшего столицу Франции той артистической ареной, где была проведена в жизнь его знаменитая оперная реформа. Глюк основывался на французской лирической трагедии. Он, однако, отказался от сугубо декоративной роскоши, бьющей на внешний эффект и характерной для королевских представлений эпохи Люлли — Рамо. Все стремления композитора, все его выразительные средства были подчинены одной цели: сделать из оперы содержательную, естественно и логически развивающуюся музыкальную драму. Высокими художественными достижениями Глюка в той или иной степени воспользовались все оперные школы, в том числе и французский оперный театр.
Взятие Бастилии (14 июля 1789 г.) знаменует собой начало революционного переворота во Франции. Резко изменяются все аспекты общественно-политической жизни страны. Однако любопытно, что эта короткая по времени, но насыщенная бурными событиями эпоха не отмечена такими оперными произведениями, которые в художественно значимых образах запечатлели бы величие событий. Кипучее движение общественной жизни направило творческие усилия французских композиторов и тех, кто нашел во Франции вторую родину (например, Луиджи Керубини), по иному руслу. Создается огромное количество маршей, революционных песен (среди них такие шедевры, как «Все вперед» и «Карманьола» безымянных авторов, «Марсельеза» Руже де Лиля), хоровых и оркестровых произведений, предназначенных для аудитории улиц и площадей, для парадов и шествий, для грандиозных по своим масштабам национальных празднеств. В то же время оперный театр не поднимается выше музыкально-драматических представлений Гретри типа «Приношения Свободе», «Триумфа Республики» или «Республиканская избранница». Названные сочинения были поставлены на сцене «Королевской академии музыки», переименованной к тому времени в «Театр национальной оперы». В дни, когда рушилась монархия и был казнен король Людовик XVI, они знаменовали собою разрушение строгого стиля классицизма, берущего свое начало еще от времени Люлли.
Наиболее значительным явлением описываемого периода оказался жанр оперы «ужасов и спасения». Социальный мотив в этих операх не был существенным: преобладала сугубо любовная тематика с примесью наивной морали. Занимательный сюжет насыщался всякого рода приключениями. Какие бы беды ни обрушивались на героя или героиню, — они подчас были выходцами из низших сословий, — их всегда «под занавес» ждала счастливая развязка. Невинная жертва и добро торжествовали, злодей и порок наказывались.
В операх «ужасов и спасения» царил дух мелодрамы, было много эффектных зрелищных моментов. Драматургия их строилась композиторами на контрастном сопоставлении разнообразных сценических ситуаций. Выделялись и подчеркивались музыкальными средствами характеры главных героев. По возможности точно передавалась обстановка действия. Усилился романтический дух, значительно обогатилась партитура за счет более широкого использования жанров бытовой музыки — куплетной песни, романса, марша, мелодически близких и доступных самому широкому кругу слушателей. Стиль оперы «ужасов и спасения» оказал положительное влияние на последующее развитие не только французского, но и мирового оперного искусства. «Ужасы монастыря» Бертона (1790), «Вильгельм Телль» Гретри (1791) и «Лодоиска» Керубини (1791) — первые произведения этого жанра. Из серии последовавших за ними опер выделим «Пещеру» Ж. Ф. Лесюера (1793) и «Водовоза» (или «Два дня») Керубини (1800).
Иллюстрации:
Луиджи Керубини, Андре Эрнест Модест Гретри
| продолжение ->