На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ОПЕРЫ

1. Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо
2. Джованни Баттиста Перголези, Жан Жак Руссо
3. Опера «ужасов и спасения»
4. Гаспаре Спонтини, Адриен Буальдье, Даниэль Франсуа Обер
5. Джакомо Мейербер
6. Лирическая опера
7. Клод Дебюсси, Морис Равель
8. Дариюс Мийо
9. Артур Онеггер
10. Франсис Пуленк
11. Марсель Михайлович, Анри Барро, Жозеф Косма

Дариюс Мийо (Milhaud) После Дебюсси и Равеля французский музыкальный театр располагает сравнительно небольшим числом новых произведений, оставивших заметный след в искусстве наших дней. Парижская «Гранд-Опера» обратилась к современной музыке в длинной серии балетов, сюжетных и дивертисментных, продолживших знаменитую французскую балетную традицию. В области оперы нет такого изобилия репетуарных произведений, хотя современная французская опера создавалась усилиями таких значительных композиторов, как А. Онеггер, Ф. Пуленк, Д. Мийо, A. Coгe и др.

Первым из современных французских композиторов, работающих в оперном жанре, должен быть назван Дариюс Мийо (1892—1974). Картина его оперного творчества богата и пестра. Он написал 15 опер и пять крупных сценических произведений в других жанрах. Одним из первых театральных опытов Мийо была музыка к «Орестее» Эсхила в переводе П. Клоделя. Но настоящей оперой оказалась только первая часть трилогии — «Эвмениды». «Агамемнон» и «Хоэфоры» носят характер своеобразных ораторий с ритмизированной партией говорящего хора в сочетаниях с разнообразно дифференцированными ударными инструментами (этот прием позже искусно разработал К. Орф).

Второй опыт Мийо в жанре оперы-оратории — «Христофор Колумб» (1930). Это грандиозная композиция из двадцати семи картин в двух актах. В течение всего действия чтец читает «книгу истории», а хоры, расположенные в зрительном зале, ее комментируют. В хоре, как свидетель своей собственной жизни, находится и Колумб. Непременным условием постановки является киноэкран, где показываются настоящие экзотические пейзажи и подлинные морские бури, о которых повествует рассказчик.

Американская тема продолжала волновать Мийо и после «Колумба». В 1932 г. состоялось в Париже исполнение его новой оперы «Максимилиан» по драме Франца Ворфеля «Хуарес и Максимилиан», а в 1943 г. Мийо написал оперу «Боливар» (по драме Ж. Сюпервьеля). Оба произведения, родственные по теме и материалу (борьба латиноамериканских народов против колонизации и их внутренняя революционная борьба), кое в чем напоминают оперы Мейербера — Скриба, а именно своей «лубочной трактовкой исторического сюжета... в стиле литографий для народа».

Накануне второй мировой войны в Комической опере Парижа была поставлена опера Мийо «Эсфирь из Карпантра», а за две недели до оккупации — «Медея» в «Гранд-Опера».

Единственное крупное произведение для музыкального театра в послевоенном творчестве Мийо — опера «Давид» (1925—1954), поставленная в Иерусалиме в переводе на древнееврейский язык по случаю 3000-летия города Иерусалима. Это опера-мистерия в пяти действиях на известный библейский сюжет (либретто Армана Люнеля). Эпически суровые хоры здесь чередуются с драматическими сценами (победа Давида над Авессаломом) и лирическими эпизодами (плач Давида над мертвыми Саулом и Ионафаном).

Иллюстрация: Дариюс Мийо

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум