1. Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо
2. Джованни Баттиста Перголези, Жан Жак Руссо
3. Опера «ужасов и спасения»
4. Гаспаре Спонтини, Адриен Буальдье, Даниэль Франсуа Обер
5. Джакомо Мейербер
6. Лирическая опера
7. Клод Дебюсси, Морис Равель
8. Дариюс Мийо
9. Артур Онеггер
10. Франсис Пуленк
11. Марсель Михайлович, Анри Барро, Жозеф Косма
Впервые Париж познакомился с оперным творчеством Мейербера в 1825 г., когда на сцене «Гранд-Опера» был поставлен его «Крестоносец в Египте». Хотя произведение и имело известный успех у публики, композитор, великолепно ориентируясь в обстановке художественной жизни Парижа, тогдашней музыкальной «столицы» мира, понимал, что нужен иной оперный стиль, отвечающий идеологии нового буржуазного общества. Итогом раздумий и творческих поисков Мейербера явилась опера «Роберт-Дьявол» (1831), сделавшая имя ее автора европейской знаменитостью. Далее композитор пишет «Гугенотов» (1836), затем — «Пророка» (1849). Именно эти произведения Мейербера и утверждают стиль так называемой «большой» оперы.
Разные по сюжету и идейной направленности, оперы Мейербера объединены многими общими чертами. Прежде всего — связью с утвердившимся в европейском искусстве — литературе, живописи — направлением романтизма. Тонко ощущая законы театральной сцены, композитор в каждом случае достигает захватывающей зрелищности. Действие его опер всегда развивается бурно, оно насыщено волнующими событиями; чувства героев подчеркнуто яркие, их характеры — благородные и возвышенные. Творческую мысль композитора вдохновляют лишь люди с интересной, подчас трагической судьбой (Роберт — в «Роберте-Дьяволе», Рауль и Валентина — в «Гугенотах», Иоанн Лейденский — в «Пророке»).
Оперная драматургия Мейербера опирается на прием контраста — как между актами так и внутри них. Основанный на отличном знании итальянской оперной школы, вокальный стиль композитора отмечен широкораспевным и ясно выраженным мелодическим началом. Развитая оркестровая партия — равноправный компонент музыкальной драматургии Мейербера. Именно с помощью оркестрового звучания композитор достигает подчас очень сильных драматических эффектов (в качестве примера назовем знаменитую сцену «Заговора и освящения мечей» в четвертом акте «Гугенотов»). Более четверти века стиль «большой» оперы Мейербера был ведущим во Франции, оказывая влияние как на отечественных композиторов, так и на мастеров других национальных школ (в частности. «Орлеанская дева» Чайковского явно несет на себе следы воздействия оперной драматургии Мейербера — Скриба).
Иллюстрация:
Джакомо Мейербер
| продолжение ->