1. Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо
2. Джованни Баттиста Перголези, Жан Жак Руссо
3. Опера «ужасов и спасения»
4. Гаспаре Спонтини, Адриен Буальдье, Даниэль Франсуа Обер
5. Джакомо Мейербер
6. Лирическая опера
7. Клод Дебюсси, Морис Равель
8. Дариюс Мийо
9. Артур Онеггер
10. Франсис Пуленк
11. Марсель Михайлович, Анри Барро, Жозеф Косма
Годы консульства и империи Наполеона Бонапарта (1799-1814) наложили заметный отпечаток на французскую музыкальную культуру. В «Императорской академии музыки» (так теперь называется «Театр национальной оперы») ставятся оперы, содержание которых основано преимущественно на легендах, мифах или давних исторических событиях. На сцене царит приподнятый тон, одно представление своей помпезностью и пышностью затмевает другое. Иные произведения пишутся с откровенной целью прославить всесильного Наполеона.
Для «Имперской академии музыки» работают композиторы как старшего поколения, так и молодые, только еще вступающие на самостоятельный творческий путь. Лучшие оперы этого периода — «Семирамида» Ш. С. Кателя, «Барды» Ж. Ф. Лесюера и в особенности «Весталка» итальянца Г. Л. Спонтини, яркая театральность и зрелищность которой предвосхищает оперное творчество Д. Мейербера.
Спектакли комической оперы идут в двух театрах — Фейдо и Фавар. Здесь успешно творят Э. Н. Мегюль и Н. Далейрак, Н. Ивуар и Ф. А. Буальдье. Любопытным явлением следует считать «Иосифа в Египте» Мегюля (1807), где не было ни любовных интриг, ни женских персонажей. При строгом стиле музыки, порожденном библейской легендой, в опере много лирически проникновенных страниц. Интересна также светлая и изящная «Золушка» Изуара (1810). Обе оперы различны по совокупности своих музыкально-выразительных средств. Обе свидетельствуют, что жанр комической оперы оказался гибким и творчески перспективным для развития музыкально-театрального искусства.
Успехи французской комической оперы XIX в. во многом связаны с именем Буальдье, создавшего в период реставрации Бурбонов (1814—1830) свое наиболее значительное произведение — «Белую даму» (1825) (Либретто оперы принадлежит перу известного драматурга Эжена Скриба, постоянного соавтора Мейербера, Оффенбаха и целого ряда других выдающихся композиторов.). Музыка оперы обусловлена глубоким пониманием Буальдье романтического духа литературного первоисточника, автором которого был Вальтер Скотт. Автор «Белой дамы» — отличный оперный драматург. Элементы фантастики удачно дополняют реалистически развивающееся действие; превосходно звучат оркестр, партии солистов и хоры. Роль произведений Буальдье достаточно велика: от него идут прямые нити к жанру лирической оперы, утвердившемуся на французской сцене во второй половине XIX столетия.
Однако наибольших высот в области комической оперы удалось достичь Даниэлю Франсуа Эспри Оберу (1782—1871). Перу композитора принадлежит такой выдающийся образец жанра, как «Фра-Дьяволо» (1830). Обер великолепно понимает и чувствует природу комической оперы. Музыка «Фра-Дьяволо» легка и изящна, мелодична и доходчива, овеяна мягким юмором и лиризмом.
С именем Обера связана еще одна славная страница в истории французского оперного театра. В 1828 г. на сцене театра «Гранд-Опера» состоялась премьера его «Немой из Портичи» (или «Фенеллы»), сюжетная линия которой основывалась на событиях, связаннах с неаполитанским восстанием 1647 г. Созданная композитором перед самой революцией 1830 г., накануне падения династии Бурбонов, опера импонировала возбужденному общественному настроению тех лет. Будучи произведением историко-героического плана, она подготовила, «совместно» с «Вильгельмом Теллем» Россини, почву для расцвета выдающегося таланта Джакомо Мейербера.
Иллюстрации:
Гаспаре Спонтини, Адриен Буальдье, Даниэль Франсуа Обер
| продолжение ->