На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

1. Чешская опера
2. Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек
3. Польская опера
4. Венгерская опера
5. Румынская опера
6. Болгарская опера
7. Опера в Югославии

Бедржих Сметана (Smetana)Бедржих Сметана (1824—1884) — создатель национальной оперной школы. Своими произведениями он поднял чешскую оперу на уровень лучших достижений европейского искусства. Творчество Сметаны охватывает разнообразные жанры — от драматической эпопеи «Бранденбуржцы в Чехии», воскрешающей страницы истории (борьба чехов с немецкими захватчиками), до искрящейся неподдельным весельем и сочным народным юмором «Проданной невесты». Яркий национальный колорит, монументальность форм, мелодическое и гармоническое богатство, жизненная правдивость образов, мастерское владение хором и оркестром — таковы отличительные черты музыкально-театрального почерка Сметаны. Однако историческое значение опер композитора не ограничивается их сугубо музыкальными достоинствами, — идейная направленность и патриотический пафос искусства Сметаны сами по себе сыграли важную роль в деле развития национального самосознания чешского народа.

Антонин Дворжак (Dvorak) Реалистическим традициям Сметаны следовал Вилем Блодек (1834—1874) — автор популярной комической оперы «В колодце», (1867). Но наиболее талантливым и последовательным оперным; драматургом явился Антонин Дворжак (1841—1904). Как и Сметана, Дворжак основывается в своих работах на глубоком претворении интонационного строя и ритмических особенностей чешского фольклора. Однако, в отличие от своего предшественника, предпочитавшего историко-патриотические, эпические и бытовые сюжеты, Дворжак тяготеет к сказочности. Таковы его лучшие оперы — «Русалка» и «Черт и Кача». Заслуга композитора — в создании чешской лирической оперы. Замечательный образец ее дан в «Русалке» (1900). Кистью подлинно национального художника Дворжак очерчивает здесь музыкальный образ чешской Ундины, воплощает красоту и нежность чистой девичьей любви, веру в большое искреннее человеческое чувство. Музыка «Русалки», полная лирической проникновенности и тонкого поэтического очарования, наряду с партитурой «Проданной невесты» Сметаны, принадлежит к числу величайших достижений чешского художественного прошлого.

Зденек Фибих (Fibich) С творчеством Дворжака хронологически совпадает деятельность Зденка Фибиха (1850—1900), лучшая опера которого — «Шарка» (1897) во многом близка героико-эпическим операм Сметаны. В других произведениях Фибих выступает как последователь принципов вагнеровской музыкальной драмы, отдавая предпочтение декламационному оперному стилю («Мессинская невеста», «Бланик», трилогия «Ипподамия»).

Среди других видных чешских композиторов — Отакар Острчил (1879—1935), отдавший дань модернизму и тяготеющий в своих музыкально-сценических работах — «Очи Куналы», «Эринcкая легенда», «Иванушкино царство» и других к отвлеченной символике; близкие Острчилу по идейно-художественной направленности Йозеф Богуслав Фёрстер (1859—1951), Витезслав Новак (1870—1949) и Откар Йеремиаш (р. 1892).

Леош Яначек (Janacek) Новую страницу в истории чешской оперы открыл Леош Яначек (1854—1928). Опираясь на моравский музыкальный фольклор, используя характерные интонации разговорной речи, он создал музыкально-театральный стиль, существенно отличный от оперных принципов Сметаны и Дворжака; стиль, в основе которого — не ариозное пение, а мелодический речитатив. На формирование художественных устремлений композитора большое влияние оказал Мусоргский: подобно великому русскому классику, чешский музыкант своей конечной целью полагал воплощение на оперной сцене жизненной правды. Наиболее полное выражение творческий метод Яначка получил в «Енуфе» («Её падчерице», 1903), произведении, являющемся вершиной оперного искусства композитора, одной из вершин чешской музыкальной классики вообще.

Прочно закрепилась в репертуаре западноевропейских театров также опера «Приключения лисички-плутовки» (1924), которую нередко называют чешским «Сном в летнюю ночь». Это полная жизни и обаяния, лирическая «песня сердца», которую пропел 70-летний Яначек родной моравской земле, ее красоте и бессмертию.

Реалистические стороны музыкальной драматургии Яначка получили дальнейшее развитие в опере «Крутнява» (1949) современного словацкого композитора Эугена Сухоня (1908—1993). Написанное на сюжет из народной жизни, глубоко своеобразное по музыкальному языку, произведение Сухоня пользуется значительной популярностью как на родине композитора, так и далеко за ее пределами.

Иллюстрации: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Зденек Фибих, Леош Яначек

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум