1. Чешская опера
2. Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек
3. Польская опера
4. Венгерская опера
5. Румынская опера
6. Болгарская опера
7. Опера в Югославии
В Венгрии первым опытом музыкально-сценического произведения, написанного целиком на национальный текст, явился зингшпиль «Принц Пикко и Ютка Пержи» (1793) Йозефа Худи. Отдельные его арии пелись на мотивы популярных народных песен. Спустя тридцать лет в Колошваре была поставлена опера «Бегство Беллы» (1822) Йозефа Ружички на сюжет из истории Венгрии. В музыке Ружички сочетались популярный в то время стиль вербункош (Вербункош — стиль венгерского инструментального (преимущественно городского) танцевального фольклора. Для вербункоша характерно сопоставление широкой мелодии щемящего характера с ритмически острыми плясовыми напевами; гармоническая основа вербункоша — так называемая венгерская гамма, включающая характерный интервал в полтора тона. Вербункош нашел отражение в «Венгерских рапсодиях» Листа и «Венгерских танцах» Брамса. Элементы вербункоша можно обнаружить в некоторых сочинениях Гайдна, Моцарта, Вебера, Берлиоза.) с итальянской манерой оперного письма. За «Бегством Беллы» последовала в 1834 г. постановка оперы «Искатели из Вышеграда» М. Рожавельди (1790—1848).
С 1840-х гг. развернулась деятельность Ференца Эркеля (1810—1893) — основоположника национальной героико-романтической. оперы. В произведениях Эркеля музыкально-театральное искусство Венгрии достигло своей художественной зрелости. Для композитора характерен интерес к сюжетам из истории венгерского национально-освободительного движения («Ласло Хуньяди», 1844; «Банк Бан», 1852). В «Банк Бане» он создал в ярких музыкально-сценических образах драматическую картину порабощения чужестранцами родной страны. Насыщенная интонациями и ритмами стиля вербункош, опера Эркеля «Банк Бан» отличается развитыми музыкальными формами и колоритно написанными хоровыми сценами.
Великолепный образец национальной лирической оперы — «Прекрасная Илонка» (1861) Михая Мошоньи (1815—1870), композитора, входящего, наряду с Листом и Эркелем, в триаду крупнейших венгерских мастеров эпохи романтизма. В оперном жанре работал также известный скрипач Енё Хубай (1858—1937). Его лучшие создания — «Кремонский мастер» (1894) и «Анна Каренина» (1923).
Выдающееся место в современном венгерском искусстве занимают оперы Золтана Кодая (1882—1967) и Белы Бартока (1881—1945). Первый из них дал острую сатиру на австро-венгерскую монархию («Хари Янош». 1926), создал живописные картины из жизни венгерского крестьянства, показал его обычаи и нравы («Секейская прядильня», 1932). В отличие от Эркеля, оперный стиль Кодая основан на органическом сочетании крестьянского песенного фольклора с вербункошем, что придает сочинениям композитора своеобразный колорит. Одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911) Бартока — образец изощренно-тонкой музыкально-сценической композиции. Произведение противоречиво: используя усложненные композиционные приемы, Барток в то же время впечатляет колоритной звукописью, создает яркие, запоминающиеся музыкальные характеристики сценических персонажей.
Иллюстрации:
Ференц Эркель, Золтан Кодай, Бела Барток
| продолжение ->