1. Чешская опера
2. Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек
3. Польская опера
4. Венгерская опера
5. Румынская опера
6. Болгарская опера
7. Опера в Югославии
Оперное искусство в Болгарии начало развиваться лишь в конце XIX в., после освобождения страны от турецкого ига, В 1890 г. в Софии была организована музыкально-театральная антреприза — «Столичная оперная труппа», в 1908 г.— «Болгарское оперное товарищество». В этот период была поставлена первая болгарская опера — «Беднячка», написанная Эмануилом Маноловым (1860—1902). Вслед за Маноловым на театральном поприще выступили Георги Атанасов (1881—1931) — автор 6 опер («Борислав», 1910; «Гергана», 1917; «Алцек», 1930 и др.), И. Иванов и В. Кауцкий («Камен и Цена»), Д. Георгиев («Тахир Баховица»). Названные произведения положили начало болгарскому национальному театру. Важным этапом в его развитии явилась постановка в 1936 г. оперы «Царь Калоян» Панчо Владигерова (1899—1978). Широкоохватное музыкально-сценическое полотно, изобилующее развернутыми ансамблями и массовыми сценами, «Царь Калоян» — сочинение большого творческого размаха и незаурядного мастерства. Его музыка, драматически насыщенная, ярко национальная по колориту, отмечена богатством мелодического и гармонического языка, блеском оркестровки.
Значительную популярность в последние десятилетия завоевал Любомир Пипков (1904—1974). Среди его наибольших творческих удач — историческая опера «Момчил».
Народная трагедия, воплотившая замечательные национальные характеры, опера «Момчил» продолжает линию русской реалистической классики, Глинки — Даргомыжского — Мусоргского; она проникнута высокой патриотической идеей освобождения родины, служения народу — и не случайно это была первая болгарская опера, законченная автором и увидевшая свет после 9 сентября 1944 г.; опера «Момчил» по праву заняла свое место в ряду болгарской оперной классики. Другая опера Л. Пипкова «Антигона-43», показанная в Москве, посвящена героическим страницам истории борьбы болгарского народа против фашистских захватчиков.
Высокими чувствами, большой патриотической идеей одухотворено и оперное творчество композитора П. Хаджиева. Его оперы «Луд гидия» и «Июльская ночь» шли в СССР с большим успехом.
Героическая драма «Июльская ночь» посвящена событиям военного времени; «Луд гидия», так же как и более поздняя опера «Мастера»,— образец драмы психологической, где тесно переплетены две сюжетные линии, две темы — тема любви героев и тема жизни искусства, мастерства: опера «Луд гидия» завершается большим апофеозом, имеющим глубокий обобщающий смысл.
Тема патриотической борьбы народа против гитлеровского нацизма составляет основу опер А. Райчева «Мост» и К. Кюркчийского «Юла».
Историко-эпическая опера М. Големинова «Ивайло» посвящена событиям далекого прошлого, но и здесь патриотически- освободительная идея выражена достаточно сильно.
Композиторы Болгарии широким фронтом осваивают жанры оперно-театрального искусства. Их разнообразные творческие поиски направляются плодотворным методом социалистического реализма.
| продолжение ->