1. Чешская опера
2. Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек
3. Польская опера
4. Венгерская опера
5. Румынская опера
6. Болгарская опера
7. Опера в Югославии
Несколько позднее, чем в Чехословакии, развилось оперное искусство в Польше. Начало ему положили музыкально-сценические произведения Мацея Каменьского (1734—1821) и Яна Стефани (1746—1829). Представляя собой небольшие комедии с музыкой, сочинения названных авторов — «Осчастливленная нищета» первого, «Краковяне и горны» второго — выявляли в мелодических и ритмических оборотах характерные черты и особенности национального песнетворчества.
Последующий период развития польской оперы связан с именем Юзефа Эльснера (1769—1854). Выдающийся музыкальный деятель и педагог (среди его учеников был Шопен), страстный поборник самобытных путей развития польского театра, Эльснер своими лучшими работами — «Лешек Белый» (1809), «Король Локетек» (1818) и «Ягелло в Тенчине» (1820) — заложил прочную основу для дальнейших успехов оперного искусства в стране.
Другая видная фигура начального периода польской оперы — Кароль Курпиньский (1785—1857). Опираясь на творческий опыт Эльснера, Курпиньский обогатил национальный музыкальный театра рядом новшеств в области вокального и оркестрового письма. Среди сценических произведений композитора наибольшей известностью пользовались «Ядвига, королева Польши» (1814), «Новые краковяне» (1816) и «Замок на Чoрштыне» (1819).
Творческие искания Эльснера и Курниньского подготовили почву для деятельности Станислава Монюшко (1819—1872) — первого классика национального оперного искусства. Монюшко претворил в сценических формах характерные черты польской народной песенности и танцевальной музыки. Его лучшие оперы — «Галька» (1847) и «Зачарованный замок» («Страшный двор», 1864) — отмечены зрелостью музыкального стиля, высоким профессионализмом, реалистичностью содержания. Демократическая направленность сюжета «Гальки», где выражен протест против феодально-крепостнических порядков, послужила причиной того, что цензура долгое время не разрешала сценической постановки оперы: она шла лишь в концертном исполнении. «Галька» увлекает богатством и разнообразием широкoраспевных мелодий, меткостью музыкальных характеристик. Она и поныне является любимейшим произведением польских слушателей. Значительной популярностью пользуется опера Монюшко и в других странах — в частности, в СССР.
После Монюшко в оперном жанре работали Зыгмунт Носковский (1846—1909), Людомип Ружицкий (1884—1953) и Кароль Шимановский (1882—1937). Носковский в своих операх «Ливия Квинтилла» (1898) и «Месть» (1906) следовал классическим традициям польского реалистического искусства; Ружицкий, автор опер «Болеслав Смелый» (1909), «Медуза» (1911), «Мельница дьявола» (1931) и других, даровитый музыкант и многоопытный мастер, подпав под влияние западноевропейского модернизма, во многом отошел от этих традиций. Противоречивостью идейно-художественного содержания отмечены также две оперы Шимановского: «Хагит» (1922) и «Король Рогер» (1926). Наряду с ясно выявленными реалистическими элементами, страницами глубоко впечатляющей музыки, в них сказались кризисные черты модернизма — усложненность средств выражения, глубокий пессимизм.
В период второй мировой войны гитлеровскими оккупантами было разрушено болышинство культурных учреждений Польши, в том числе и оперные театры. Лишь с образованием Польской Народной Республики было возрождено музыкально-театральное искусство в стране. Среди лучших произведений современных польских композиторов — историческая опера «Бунт жаков» (1951) Тадеуша Шелиговского (1896—1963), повествующая о восстании краковских студентов (жаков), и опера «Комендант Парижа» («Генерал Домбровский», 1960) Витольда Рудзиньского (р. 1913), посвященная далеким временам Парижской коммуны.
Иллюстрация:
Станислав Монюшко
| продолжение ->