На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ

1. Чешская опера 2. Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Леош Яначек
3. Польская опера
4. Венгерская опера
5. Румынская опера
6. Болгарская опера
7. Опера в Югославии

Оперное искусство в Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии развилось позднее, чем в западноевропейских странах. Причиной этому были социально-политические условия, сложившиеся в середине XVII в. в Восточной и Юго-Восточной Европе, В то время как на сценах Италии и Франции утверждался новый музыкально-театральный жанр — опера, Чехия в битве при Белой горе утратила свою национальную независимость; в XVIII в. произошел раздел Польши; Венгрия подпала под власть Габсбургов; под жесточайшим турецким игом находились, еще с XV в., народы Балканского полуострова. Гнет чужеземцев, подавлявших любые проявления национального самосознания, тормозил развитие оперного искусства.

Расцвет его начался лишь с середины XIX в., будучи связанным с подъемом национально-освободительного движения в перечисленных странах. Театру — этой, по словам Герцена, «трибуне искусства и сознания» — принадлежала главенствующая роль в процессе утверждения самобытной художественной культуры. Прогрессивные освободительные идеи оказали решающее влияние на формирование национального музыкального театра. Чешские, польские, венгерские, румынские, болгарские и югославские оперные композиторы используют сюжеты из героического прошлого родины, сказочные и бытовые мотивы; при этом они опираются на богатейшее народно-песенное творчество, на традиции народно-музыкального искусства.

Национальные истоки чешской оперы восходят к народному бытовому театру, существовавшему еще в эпоху раннего Возрождения (XIV в.). На ее развитие оказали также известное влияние постановки в Праге оперных произведений итальянских мастеров.

Одним из первых чешских музыкантов, работавших в оперном жанре, был придворный капельмейстер Франтишек Мича (1694—1744). В своих сценических произведениях он не избежал влияния музыкального стиля итальянской оперы seria. Для Мичи характерно обращение к героико-мифологическим сюжетам. Теми же тенденциями отмечено творчество другого выдающегося чешского композитора XVIII в.— Йозефа Мысливечка (1737—1781), проведшего большую часть своей жизни в Италии. Однако в произведениях Мысливечка сильны связи с чешской народной песенностью.

Иная художественная направленность Характерна для их современника Йиржи Бенды (1722—1795). Как и многие другие чешские музыканты XVIII в., Бенда вынужден был покинуть родину; композитор работал в Германии. Он прославился как автор мелодрам и зингшпилей — небольших комических опер, где пение и танцы чередовались с разговорными диалогами. Лучшие зингшпили Бенды — «Деревенская ярмарка» (1775) и «Дровосек» (1778), мелодрамы «Ариадна на Наксосе» (1774), «Медея» (1775) и «Пигмалион» (1779) — пленяют простотой содержания, трогательной безыскусностыо чувств, широкой напевностью мелодий.

Однако творческий опыт придворного музыканта Мичи, а за ним Мысливечка и Бенды, работавших на чужбине, не мог оказать заметного влияния на формирование оперного искусства в Чехии. Из 30 опер Мысливечка лишь одна — «Беллерофонт» — была поставлена в Праге (1768). Что касается зингшпилей и мелодрам Бенды, то в большинстве своем они остались на родине композитора неизвестными.

Попытка создания подлинно национальной оперы была сделана много позже. В 1826 г. в Праге был поставлен «Дротарь» Франтишка Шкроуна (1801—1862). Первое музыкально-сценическое произведение, написанное на чешский текст, оно встретило восторженный прием у слушателей. Сюжет, заимствованный из жизни трудового люда, музыка, разрабатывавшая народные мотивы, — все это отвечало патриотическим чаяниям демократических кругов чешского общества. В «Дротаре», как и в последующих сочинениях Шкроупа — «Олдржих и Вожена» (1828), «Либушин брак» (1835) и др., — были намечены пути дальнейшего развития национального музыкального театра. В этом смысле творчество Шкроупа может рассматриваться в качестве этапа, непосредственно предшествующего деятельности Сметаны.

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум