1. Вступление
2. Опера в Азербайджане, Средней Азии, Грузии, Армении
3. Русская советская опера
4. Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский
5. Сергей Прокофьев
6. Опера в Прибалтике. Татарская, молдавская опера
7. Украинская советская опера. Заключение
Созданием пьес на национальные сюжеты с привлечением народнопесенного материала начинает свою историю и азербайджанская опера. В предреволюционные годы в Баку ставились так называемые «мугамные оперы» Муслима Магомаева и Узеира Гаджибекова, вокальные партии которых не фиксировались точно в нотах, а импровизировались исполнителями в заданном автором народном ладу. В дальнейшем Узеир Гаджибеков стал крупнейшим национальным профессиональным композитором, создателем популярных азербайджанских опер «Аршин мал алан» и «Кер-оглы».
В республиках Средней Азии опера возникает уже в советское время. На первых порах здесь работают приезжие композиторы из РСФСР и Украины, оказывающие братскую помощь национальным музыкальным культурам. Для привлечения слушателей, незнакомых с оперным жанром, здесь сначала создаются так называемые «музыкальные драмы» — то есть пьесы на историческую, сказочную или современную национальную тему с музыкой, в которой обильно цитируются подлинные народные песни. В дальнейшем, по мере того как в республиках открывались оперные театры, вырастали национальные композиторские силы и подготавливались слушатели, начал появляться и национальный оперный репертуар. Часто в его создании участвовали несколько композиторов-соавторов, иногда тех же, которые писали сначала «музыкальные драмы». Так, созданная Р. М. Глиэром и Т. Садыковым узбекская «музыкальная драма» «Гюльсара» через двенадцать лет была переработана ими же в оперу. При подобном соавторстве нередко один из композиторов оказывался знатоком национального фольклора, другой — профессионалом, владеющим приемами оперного письма. Примером может служить многолетнее сотрудничество московских композиторов В. А. Власова и В. Г. Фере с киргизским мелодистом А. М. Малдыбаевым. Наряду с этим большой вклад в развитие среднеазиатской оперной культуры сделали опытные русские композиторы, много лет жившие в республиках: А. Ф. Козловский (Узбекистан), Е. Г. Брусиловский (Казахстан), А. С. Ленский (Таджикистан) и другие.
Несколько иными путями формировались национальные оперные школы в Грузии и Армении, где уже к концу XIX — началу XX в. появляются образованные национальные композиторы-профессионалы, стремящиеся приобщить свою родную музыкальную культуру к высшим достижениям мирового искусства. Здесь опера развилась не из бытовых спектаклей с музыкой, а сразу как жанр синтетического музыкального театра, опирающегося на некоторые традиции народного музицирования. В предреволюционные годы уже действуют такие крупные армянские композиторы, как А. А. Спендиаров и А. Т. Тигранян, авторы опер «Алмаст» и «Ануш», а в Грузии замечательный мастер 3. П. Палиашвили работает над монументальной партитурой «Абесалома и Этери» (правда, эта опера, как и другое классическое произведение того же автора, «Даиси», была поставлена уже после Октябрьской революции). Рядом с ними живут и пишут другие значительные оперные композиторы, а главное — растут молодые творческие силы, призванные обогатить расцветающие музыкальные культуры республик Советского Закавказья.
| продолжение ->