1. Вступление
2. Опера в Азербайджане, Средней Азии, Грузии, Армении
3. Русская советская опера
4. Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский
5. Сергей Прокофьев
6. Опера в Прибалтике. Татарская, молдавская опера
7. Украинская советская опера. Заключение
В 40-х гг. в семью советских музыкантов вливается большая группа композиторов Латвии, Эстонии и Литвы. Прибалтийские республики, позже других районов СССР вступившие на путь социалистического строительства, имели к этому времени свою оперную классику, свои национальные традиции. В годы Советской власти талантливыми оперными драматургами зарекомендовали
себя в Латвии — М. О. Заринь («К новому берегу», «Зеленая мельница»), в Эстонии — Э. А. Капп («Огни мщения», «Певец свободы»), Г. Г. Эрнесакс («Берег бурь», «Рука об руку», «Боевое крещение»), Э. М. Тамберг («Железный дом») и В. Р. Тормис («Лебединый полет»), в Литве — А. И. Рачюнас («Марите») и В. Ю. Клова («Пиленай»). Во всех этих произведениях сложившиеся принципы советского оперного искусства были усвоены композиторами и использованы в соответствии с национальными условиями и индивидуальностями авторов.
В конце 30-х и 40-е гг. появляются первые оперы национальных композиторов у народов, прежде совершенно не знавших музыкального театра, — например, в Белоруссии, Татарии, Башкирии, Бурятии, Якутии. При этом, если белорусские и башкирские композиторы до сих пор занимаются преимущественно профессиональным освоением классических оперных форм и соединением (не всегда очень органичным) их с народнопесенным материалом, то татарская опера уже прошла через этот первоначальный этан и в творчестве талантливого И. Г. Жиганова достигла — в опере «Джалиль» — драматургической самостоятельности и глубокого лиризма, выйдя за рамки узко национального явления. Высокооригинальный якутский апос и интересные образцы народной музыки также дали творчески яркие «всходы» на оперной «ниве».
В 50-е гг. делают первые шаги оперные культуры Молдавии («Грозован» Д. Г. Гершфельда, «Сердце Домники» А. Г. Стырчи) и Карелии («Кумоха» Р. С. Пергамента). В Средней Азии появляются национальные композиторы-профессионалы, работающие без помощи соавторов и обогатившие оперный репертуар такими произведениями, как «Биржан и Сара» М. Т. Тулебаева (Казахстан), «Проделки Майсары» С. А. Юдакова (Узбекистан). Таким образом, молодые братские музыкальные культуры неуклонно растут и развиваются.
Новых успехов достигает, развивая традиции национальной классики, оперное творчество в республиках Закавказья, где появляются в послевоенное двадцатилетие оперы разных жанров — от современной лирической драмы («Севиль» Ф, М. Анирова, «Арцваберд» А. А. Бабаева) до детской сказки («Непрошеные гости» А. И. Букин) и величавых страниц легендарного национального эпоса («Сказание о Тариэле» и «Десница великого мастера» Ш. М. Мшвелидзе, «Миндия» О. В. Тактакишвили).
| продолжение ->