1. Вступление
2. Опера в Азербайджане, Средней Азии, Грузии, Армении
3. Русская советская опера
4. Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский
5. Сергей Прокофьев
6. Опера в Прибалтике. Татарская, молдавская опера
7. Украинская советская опера. Заключение
Большой путь развития прошла украинская советская опера, постепенно от безраздельного господства песни в опере через внедрение песенных мелодий в классические оперные формы («Богдан Хмельницкий» К. Ф. Данькевича) пришедшая к более широкому и разнообразному применению этих форм, а также увеличению роли оркестра (в операх Г. И. Майбороды «Милана», «Арсенал»). Очень показательна творческая эволюция такого серьезного оперного композитора, как Ю. С. Мейтус, от бытовой песенности «Молодой гвардии» до драматически конфликтного современного симфонизма на народнопесенной основе (в «Украденном счастье»). Последняя опера — замечательное произведение украинского музыкального театра, имеющее право на широкое распространение и за пределами республики.
С начала 60-х гг. в оперном творчестве советских композиторов наблюдаются не только оживление, но и некоторые новые веяния. Прежде всего, оперные театры, наконец, поворачиваются лицом к советской и современной зарубежной музыке и ставят целый ряд интересных спектаклей. Возрождаются к новой сценической жизни оперы С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Жизнь все очевиднее доказывает несостоятельность теории «отмирания оперы в XX веке», бытовавшей среди части композиторов. Напротив, становится ясным, что отмирает не опера — этот плодотворнейший синтез искусств, — а некоторые ее конкретные формы, имеющие преходящее, исторически изменчивое значение, но долгое время догматически внедрявшиеся в жизнь как якобы обязательные. Появляется широкое поле для поисков, для использования в опере современных приемов смежных искусств — кино и драматического театра, для введения в нее новых интонационных «пластов» и принципов современного музыкального языка. И не случайно опера все сильнее привлекает новые, молодые композиторские силы, свободные от предвзятых мнений и установок в отношении этого жанра.
К 50-летию Великого Октября все оперные театры страны поставили новые советские оперы. Среди них — такие своеобразные произведения, как «Неизвестный солдат» К. В. Молчанова, «Гибель эскадры» В. С. Губаренко, «Три новеллы» О. В. Тактакишвили, «На распутье» В. С. Палтанавичюса, «Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова. Здесь уже выходит на большое поле творческой деятельности в оперном жанре следующее поколение советских композиторов. Возможно, что мы стоим на пороге новой эпохи, которая приведет к общему и значительно более высокому подъему советского оперного искусства.