Выдающийся композитор, основоположник азербайджанской оперы, музыкально-общественный деятель, музыковед и педагог Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 г. в селе Агджабеды.
Первоначальное образование Гаджибеков получает в Шушинском городском училище. С детства знакомится с мугамами, народными песнями, танцами, ашугским творчеством. В Закавказской учительской семинарии в Гори (1899—1904) обучается игре на скрипке, виолончели и духовом баритоне, получает первые знания в области музыкальной теории. Записывает народные песни и создает свои первые музыкальные произведения. По окончании семинарии Гаджибеков преподает русский язык в азербайджанских школах, а в 1905 г. переезжает в Баку, где, примкнув к прогрессивной демократической интеллигенции Азербайджана, активно борется за просвещение народа, за приобщение его к мировой культуре, а также занимается музыкальным самообразованием. В 1911—1912 гг. учится на музыкальных курсах А. Ильинского при Московском филармоническом обществе, в 1913—1914 гг. — в Петербургской консерватории (класс теории и композиции В. Калафати).
Еще до Великой Октябрьской социалистической революции Гаджибековым была создана первая азербайджанская опера — «Лейли и Меджнун» (1907), а затем оперы «Шейх Сэнан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910, по поэме «Шахнамэ» Фирдоуси), «Шах Аббас и Хуршид Бану» (1911), «Асли и Керем» (1912), «Гарун и Лейла» (1912—1915), а также музыкальные комедии «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910) и «Аршин мал алан» (1913). Либретто всех опер и музыкальных комедий написаны композитором.
В первые же годы Советской власти Гаджибеков принимает активное участие в строительстве музыкальной культуры республики, в создании Азербайджанской консерватории, профессором и директором которой он был до конца жизни.
Среди произведений, созданных после установления Советской власти, необходимо назвать выдающуюся оперу «Кер-оглы» (1937). В последние годы жизни композитор работал над оперой «Фируза» (либретто собственное, не закончена). Гаджибеков — автор многих хоров, кантат, песен, обработок народных мелодий, сочинений для камерных ансамблей и для оркестра народных инструментов, музыкально-критических статей и исследований (важнейшее из них — «Основы азербайджанской народной музыки» — дает теоретическое обоснование ладовой системы азербайджанской народной музыки).
Скончался Гаджибеков 23 ноября 1948 г. в Баку.
Узеира Гаджибекова со всем основанием можно назвать основоположником азербайджанской профессиональной музыки. Его направление во многом определило дальнейшее развитие азербайджанского музыкального творчества. Наибольший интерес композитор всю жизнь проявлял к области музыкально-театрального творчества.
В опере «Лейли и Меджнун», открывшей историю азербайджанского оперного искусства, воспевается благородный идеал чистой любви, преодолевающей все препятствия, не остановившейся даже перед угрозой смерти. Музыкальную основу оперы составляет мугамат — классическое музыкально-поэтическое искусство азербайджанского народа. Кроме мугамов, составляющих своеобразные арии героев оперы, в «Лейли и Меджнуне» много раз используются народные песни и танцы, которые, наряду с оригинальными темами автора, служат материалом для сольных, хоровых и симфонических эпизодов. Композитор стремился максимально приблизить национально самобытные формы азербайджанской музыки к классическим оперным формам.
«Аршин мал алан» принадлежит по своему жанру к оперетте. В ней высмеиваются буржуазно-феодальные устои общества, утверждается право азербайджанской женщины на свободу в семье, на счастье. Мастерство развития действия, остроумный диалог, острый гротеск сочетаются в этом произведении с проникновенным лиризмом, яркой напевностью, народно-бытовой характерностью. В настоящее время «Аршин мал алан» идет во многих советских и зарубежных театрах; оперетта переведена более чем на 30 языков, трижды экранизировалась.
Опера «Кер-оглы» — вершина творчества Гаджибекова, одно из замечательных созданий азербайджанской музыки. В основу ее положен народный азербайджанский героический эпос XVI— XVII вв., повествующий о борьбе против иноземных захватчиков и феодального гнета в Азербайджане. Герой оперы — историческая личность, вождь народных повстанцев и ашуг Ровшен (Кер-оглы). В произведении преобладают традиционные оперные формы; вместе с тем композитор использует характерные принципы развития, особенности мелодии, ладов, ритмики и другие выразительные средства азербайджанской народной музыки, главным образом средства ашугского музыкального стиля.
Революционно-героическая идея оперы обусловила народно-эпический склад ее музыкальной драматургии. Велика роль массовых народных сцен, хоров, танцев, с огромной силой воспевающих величие и мощь свободолюбивого народа.