На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

1. Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
2. Зингшпиль. Вольфганг Амадей Моцарт
3. Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
4. Рихард Вагнер
5. Рихард Штраус, Феруччо Бузони, Пауль Хиндемит
6. Арнольд Шёнберг, Альбан Берг
7. Карл Орф, Курт Вайль, Готфрид фон Айнем

Арнольд Шёнберг (Schonberg) Ранние сочинения Арнольда Шёнберга связаны с немецкой романтической традицией, главным образом вагнеровской. В начале 20-х гг. Шёнберг заканчивает разработку своей системы организации музыкальных звуков, названной двенадцатитоновой системой (додекафонией). Наиболее характерные для Шёнберга произведения написаны по этой, в основе своей искусственной системе, которая долгие годы оставалась предметом споров для музыкантов и создавала труднопреодолимый барьер между широкой публикой и композитором.

Шёнберг — автор четырех произведений для музыкального театра: монодрамы «Ожидание» (1909, текст Марии Паппенгейм), драмы с музыкой «Счастливая рука» (1913, на собственный текст), одноактной комической оперы «С сегодня на завтра» (1923, текст Макса Блонда) и оперы «Моисей и Арон» (либретто композитора; на музыку положено два акта из трех, опера осталась незаконченной).

В то время как самые различные по своей эстетической ориентации композиторы: Р. Штраус, А. Берг, П. Хиндемит, А. Шёнберг и другие старались воссоздать в своих театральных произведениях тип собственно оперы, завещанный Генделем, Моцартом, Вагнером и Верди, не меньшее значение для развития музыкального театра в Германии и Австрии имело иное направление, более свободно синтезирующее разные элементы музыкально-сценического искусства прошлого и современности (типы драматургии, известные по античной трагедии, средневековой мистерии, по немецким «пляскам смерти», австрийским фарсам и музыкальнодраматическим композициям времен якобинской диктатуры во Франции). Обращение к этим драматургическим формам оказало сильное влияние на современный музыкальный театр. Это направление получило условное название «эпического» в противоположность драматическому искусству классической оперы.

Тенденция отхода от традиционной оперной формы проявилась уже у Дебюсси в хореографической милодраме «Мученичество святого Себастьяна» (1911), у Стравинского в его «Сказке о беглом солдате и чёрте» (1917/18), а также в «Свадебке» и «Царе Эдипе» (1923 и 1927).

Альбан Берг (Berg) В Германии идею эпического музыкального театра оригинально развили Курт Вайль, Карл Орф, Герман Ройтер, Пауль Дессау и др. К началу 30-х гг. эпический музыкальный театр получил равные права с оперой. Сценические оратории, театрализованные музыкальные «действа», пьесы с пантомимой, мелодрамой, опера-балет, балет с пением и другие смешанные формы музыкального и немузыкального театра успешно соперничали о традиционными оперными спектаклями. Достаточно напомнить исключительный успех «Трехгрошовой оперы» Вайля в 1928 г. и «Кармина Бурана» Карла Орфа в 1937. При этом, однако, столь же крупными событиями в жизни музыкального театра были премьеры собственно опер — «Воццека» Альбана Берга, где автор исходил из принципов психологической драмы и не порвал связей с реалистической оперой XIX в. и «Кардильяка» Пауля Хиндемита, в котором композитор делал попытку создать новую оперную форму на основе генделевской оперы барокко. Оба произведения были поставлены почти одновременно: «Воццек» в 1925, «Кардильяк» в 1926 г. Не меньшего успеха достиг Эрнст Крженек своей пародийной оперой «Джонни наигрывает» (1927).

В 30-е гг. естественное развитие разных направлений музыкального театра Германии и Австрии было прервано вмешатещьством национал-социалистов в жизнь искусства. Многие композиторы, оперные дирижеры, артисты и режиссеры покинули Германию и Австрию (среди них К. Вайль, Э. Крженек, А. Шёнберг, П. Хиндемит). Умер А. Берг (1935). В Германии продолжали свое творчество Р. Штраус, К. Орф, Вернер Эгк, Карл Амадеус Хартман, Вольфганг Фортнер, Герман Ройтер, Отмар Герстёр, Рудольф Вагнер-Регени, Борис Блахер, но они испытывали сильное политическое давление и некоторые из них вынуждены были принять стилистические ограничения, предписанные «официальной эстетикой». После 1945 года в Германии началось постепенное возрождение музыкального театра.

Иллюстрации: Арнольд Шёнберг, Альбан Берг

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум