На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

1. Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
2. Зингшпиль. Вольфганг Амадей Моцарт
3. Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
4. Рихард Вагнер
5. Рихард Штраус, Феруччо Бузони, Пауль Хиндемит
6. Арнольд Шёнберг, Альбан Берг
7. Карл Орф, Курт Вайль, Готфрид фон Айнем

Рихард Вагнер (Wagner) Центральная фигура немецкой оперы второй половины XIX столетия — Рихард Вагнер (1813—1883), композитор огромной творческой силы, один из величайших реформаторов оперного искусства.

Вагнер начал свой путь под влиянием романтизма, духом которого проникнуты его оперы «Риенци» (1840) и «Летучий голландец» (1841). Уже эти произведения свидетельствуют о тяготении композитора к широкому симфоническому развитию, проходящему красной нитью через всю оперу. В «Тангейзере» (1845) и «Лоэнгрине» (1848) Вагнер выступил во всеоружии своих творческих принципов. Близкие в известной мере романтической опере (в частности, веберовской «Эврианте»), «Тангейзер» и «Лоэнгрин» выделились по своей тематике, по философской направленности и, главное, по своему музыкальному языку. В них Вагнер пользуется системой лейтмотивов, которая стала одной из основ его оперной реформы.

Вагнер шел по стопам Глюка, требуя полного единства музыки и драмы. Он осуществлял это на практике, сочиняя сам и слова и музыку своих произведений. Композитор считал необходимым сохранять непрерывность и цельность музыкального развития, он отказался от традиционного деления оперы на отдельные номера во имя торжества принципа так называемой бесконечной мелодии. В основе его музыкальной драматургии — система лейтмотивов, то есть мелодических фраз, приобретающих символическое значение, связанных с кем-либо из действующих лиц, а иногда отвлеченными идеями и представлениями. Вся музыкальная ткань произведения складывается в поздних операх Вагнера из лейтмотивов, получивших искусное симфоническое развитие. Для композитора характерно пристальное внимание к оркестровой партии, нередко подавляющей вокальное начало. Великолепные симфонические эпизоды опер Вагнера часто звучат и на концертной эстраде.

Новые принципы Вагнера были последовательно воплощены в его грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга», сочинявшейся с 1853 по 1874 г., а также в «Тристане и Изольде» (1859), «Нюрнбергских мейстерзингерах» (1867) и «Парсифале» (1882). Идейно-философское содержание творчества Вагнера крайне сложно и противоречиво. Здесь переплетаются героические, романтические и бытовые мотивы (в замечательных народных сценах из «Нюрнбергских мейстерзингеров»). В последнее тридцатилетие своей жизни Вагнер испытал сильное влияние философии Шопенгауэра, что известным образом отразилось в его творчестве. Но это никак не может заслонить ту могучую силу поэтической фантазии, которая присуща музыке Вагнера и неотразимо воздействует на слушателя.

Вагнер боролся за торжество своих принципов не только как композитор, но и как теоретик, автор ряда книг и статей. Его взгляды и творчество вызывали страстные дискуссии; он имел горячих приверженцев и яростных противников. В его концепции музыкальной драмы была известная односторонность: стремясь внести в оперную музыку принцип единства симфонического развития, композитор утерял некоторые важнейшие выразительныв возможности, созданные в результате многовекового развития оперного искусства. Но в то же время он написал произведения, оказавшие влияние на все последующее развитие европейской оперной музыки, даже на тех композиторов, кто отрицательно относился к его идее музыкальной драмы. Оперное искусство Вагнера и его последователей — завершающая страница немецкого музыкального театра XIX в.

Учрежденные Вагнером театральные празднества в Байрёйте продолжаются и в наши дни. Вагнеровская музыкальная драма оказала большое влияние не только на французских оперных композиторов, но даже на итальянцев, не исключая самого Верди в его поздних сочинениях.

Еще при жизни Вагнера началась полемика вагнерианцев и антивагнерианцев; продолжается она и в XX в., однако теперь вагнерианцы занимают уже консервативные позиции, и новая опера развивается во многом по пути преодоления вагнеровской традиции музыкального театра.

В русле вагнеровских идей сочиняли свои оперы Зигфрид Вагнер (1869—1930), сын Р. Вагнера, и Макс фон Шиллинге (1868—1933). Э. Хумпердинк (1854—1921) отошел от типа вагнеровской музыкальной драмы в своей известной песенной опере «Гензель и Гретель» (1893). Путь от музыкальной драмы Вагнера к иным типам современной оперной драматургии прошел Рихард Штраус. Последовательным вагнерианцем остался «неоромантик» Ганс Пфицнер (1869—1949), автор опер «Палестрина», «Бедный Генрих» и др.

Иллюстрация: Рихард Вагнер

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум