На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

1. Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
2. Зингшпиль. Вольфганг Амадей Моцарт
3. Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
4. Рихард Вагнер
5. Рихард Штраус, Феруччо Бузони, Пауль Хиндемит
6. Арнольд Шёнберг, Альбан Берг
7. Карл Орф, Курт Вайль, Готфрид фон Айнем

Глубоко национальное явление немецкого и австрийского музыкального искусства — зингшпиль (разновидность комической оперы), ведущий свое начало с 1752 г., когда в Лейпциге был поставлен «Чёрт на свободе, или Превращение женщины» композитора Штандфуса. Вторая редакция этой оперы была сделана в 1766 г. Иоганном Адамом Гиллером (1728—1804), вписавшим Яркие страницы в историю немецкого зингшпиля. Среди произведений Гиллера особенной известностью пользовался зингшпиль «Охота» (1770).

С 1778 г. начинается расцвет австрийского зингшпиля, крупнейшими мастерами которого явились сначала И. Умлауф — его «Рудокопами» открылись спектакли немецкой оперы в Вене, — К. Диттерсдорф (его перу принадлежит зингшпиль «Доктор и аптекарь»), а затем — Гайдн и Моцарт. Зингшпиль быстро завоевал популярность в самых широких кругах венского населения.

Большинство зингшпилей создавалось на бытовые сюжеты (иногда с отдельными сказочными мотивами). Демократический характер, образов подчеркивался самой музыкой, проникнутой интонациями городского и деревенского-фольклора. По своей форме зингшпиль был похож на итальянскую комическую оперу: песни и танцы чередовались в нем с диалогом, действие развивалось быстро и динамично, изобиловало сочными бытовыми штрихами. Музыка лучших зингшпилей увлекала слушателей своей жизнерадостностью, богатством песенных мелодий и подчас яркостью социальных характеристик. Словом, это было по-настоящему новое и национально-самобытное явление, высшие образцы которого были созданы Моцартом.

Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart) Творческая деятельность Вольфганга Амадея Моцарта (1756—1791) не может, конечно, рассматриваться только с этой точки зрения. Оперное наследие композитора велико и разнообразно. Начав с произведений в итальянском стиле и создав замечательную партитуру «Идоменея», он затем выступил создателем гениальных опер — «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон-Жуан» (1787) и «Волшебная флейта» (1791), Все они принадлежат к числу величайших достижений мирового искусства.

«Похищение из сераля» по своему жанру должно быть названо зипгшпилем. Однако опера Моцарта возвышается над другими произведениями этого рода благодаря реалистической полноте музыкальных характеристик, богатству использованных в ней выразительных средств (в частности, мастерству письма вокальных ансамблей), не говоря уже о неподражаемой свежести и мелодической прелести самой музыки, благородстве юмора, оригинальности сценических типов (примером может служить комическая фигура Осмина).

В «Свадьбе Фигаро» Моцарт обратился к остроактуальной для своего времени тематике комедии Бомарше и создал замечательный образ простолюдина — веселого, умного и находчивого Фигаро. Здесь в еще большей степени, чем в «Похищении из сераля», появился свойственный композитору дар музыкально-психологической характеристики, основным средством которой служит певучая, свободно льющаяся мелодия. Моцарт не был согласен с Глюком, требовавшим подчинения музыки драме. Он говорил: «В опере безусловно необходимо, чтобы поэзия была послушной дочерью музыки». Однако из этого не следует, что Моцарт недооценивал драматическое начало оперного искусства: имея свое представление о его формах, придавая исключительное значение фактору мелодии, в которой он видел душу музыки, композитор строил конструкции своих опер с соблюдением всех норм музыкально-драматической архитектоники.

Это можно видеть и на примере «Дон-Жуана». Моцарт назвал, свое произведение dramma giocosa, указывая на своеобразие его жанра, сочетающего комическое и драматическое начало. По богатству жизненных образов и зарисовок, глубине замысла и совершенству его воплощения «Дон-Жуан» — уникальное явление оперной музыки, одно из величайших ее достижений. Здесь можно видеть образцы реалистической музыкальной характеристики, сохраняющей свою индивидуальность и в ансамблях, где Моцартом мастерски обрисовываются переживания каждого из действующих лиц. Легкость течения драмы, богатство мелодии, великолепное звучание оркестра, подчиненного общему направлению сценического действия, — вот отличительные черты оперы.

«Волшебная флейта» по своей форме является зингшпилем. По существу же это — музыкально-философская сказка, в которой говорится о борьбе сил света и мрака, справедливости и насилия. Музыка «Волшебной флейты» пленяет своей гармоничностью, ясностью и красотой, своеобразным претворением элементов бытового фольклора (иногда выступающих на первый план, как, например, в партии Папагено), неистощимостью мелодического потока, необычной даже для Моцарта. Эта опера осталась одним из ярчайших подтверждений оптимизма великого композитора и его поразительного мастерства.

Иллюстрация: Вольфганг Амадей Моцарт

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум