1. Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
2. Зингшпиль. Вольфганг Амадей Моцарт
3. Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
4. Рихард Вагнер
5. Рихард Штраус, Феруччо Бузони, Пауль Хиндемит
6. Арнольд Шёнберг, Альбан Берг
7. Карл Орф, Курт Вайль, Готфрид фон Айнем
Пионером немецкой оперы явился Генрих Шютц (1585—1672), чья «Дафна» была поставлена в замке Гартенфельс в Торгау в 1627 г. События Тридцатилетней войны задержали дальнейшее развитие немецкого музыкального театра, и активный период начинается только с 1678 г. В этом году открылся гамбургский оперный театр, остававшийся в течение полувека центром музыкально-драматургического искусства в Германии.
Среди композиторов, работавших в Гамбурге, необходимо упомянуть Георга Телемана (1681—1767) и, особенно, Рейнгардта Кайзера (1674—1739), автора 116 опер, мастерски владевшего современными ему выразительными средствами музыкального театра. С Гамбургом связано и начало оперного творчества Георга Фридриха Генделя (1685—1759). Однако большую часть своих опер композитор написал в Англии, где поселился в 1712г.
Гендель выступил продолжателем традиций итальянской оперы seria. Но он вносил в свои произведения (в их числе — «Радамист», «Тамерлан», «Александр», «Ксеркс», «Ринальдо» и другие, всего свыше 40) глубоко индивидуальное начало. Широта мелодического потока (о которой можно судить хотя бы по знаменитой арии «Дайте мне слезы» из оперы «Ринальдо»), драматический размах, стремление к монументальности формы, мастерство вокального письма — все это делает оперное наследие композитора выдающимся явлением европейской музыки первой половины XVIII в.
Ко второй половине его относится расцвет творчества Кристофа Виллибальда Глюка (1714—1787) — создателя классических произведений оперного искусства, оказавшего могучее влияние на его развитие. Глюк начал свою деятельность в качестве автора многочисленных итальянских опер, затем работал в жанре французской комической оперы. Все это предшествовало самостоятельному творческому периоду, начавшемуся с «Орфея» (1762). Своими операми «Альцеста» (1767), «Ифигения в Авлиде» (1774) и «Ифигения в Тавриде» (1779) Глюк выдвинулся в первый ряд композиторов своего века.
Глюк выступил великим реформатором оперы. Он решительно боролся против штампов и условностей, сложившихся в итальянском театре и механически переносившихся в другие страны, Его идеалом была музыкальная драма, в которой слово, сценическое действие и музыка сливаются в нерасторжимом единстве. С этой точки зрения он и рассматривал каждую отдельную часть, каждый эпизод оперы: арии у него драматургически оправдываются, речитатив, бывший у итальянцев простой связкой между отдельными номерами, превращается в необходимое звено сценического развития, приобретает исключительную выразительность, хор становится одним из участников драмы, оркестр подчиняется музыкально-драматургическому замыслу.
Произведения Глюка написаны на античные сюжеты. Но он трактует их совсем иначе, нежели авторы бесчисленных мифологических опер. Глюк создает образы и характеры, полные благородства, высоких морально-этических качеств, прославляет героев, способных к самопожертвованию ради общего блага. В этом чувствуется веяние идей нового времени (расцвет творческой деятельности композитора совпал с кануном французской революции), и не случайно парижские постановки опер Глюка пробудили в 70-х гг. XVIII в. небывалую по своему накалу дискуссию, вошедшую в историю музыки под названием войны «глюкистов» и «пиччинистов». В этой дискуссии на стороне Глюка были симпатии энциклопедистов (Дидро, Руссо и др.), что достаточно ясно говорит о прогрессивности оперного творчества Глюка. Оно явилось примером и для оперных композиторов эпохи революции — Л. Керубини, Э. Мегюля, Ж. Ф. Лесюера.
Искусство Глюка приобрело общеевропейский характер. В то же время оно тесно связано с традициями немецкой музыкальной культуры и эстетической мысли (в частности, вдохновлявшими Э. Лессинга). «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства» — в этих словах выражен реалистический идеал Глюка. Его прямыми наследниками в немецкой оперной музыке выступили Бетховен и, в особенности, Вагнер, продолжившие реформаторские устремления Глюка в новых исторических условиях.
Иллюстрации:
Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
| продолжение ->