1. Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
2. Зингшпиль. Вольфганг Амадей Моцарт
3. Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
4. Рихард Вагнер
5. Рихард Штраус, Феруччо Бузони, Пауль Хиндемит
6. Арнольд Шёнберг, Альбан Берг
7. Карл Орф, Курт Вайль, Готфрид фон Айнем
Крупнейшее явление немецкой оперы начала XIX столетия — «Фиделио» Бетховена. По содержанию опера глубоко родственна симфонической музыке композитора: она проникнута мужественным, героическим пафосом, вдохновлена свободолюбивыми идеями. По своей жанровой принадлежности «Фиделио» напоминает «оперы спасения» эпохи французской революции, но по широте симфонического дыхания, яркости философского обобщения и смелости творческой мысли она намного превосходит свои прообразы. Сущность оперы в конспективном виде выражена в знаменитой увертюре «Леонора» № 3 (Бетховен написал четыре увертюры к своей опере: три остались под названием «Леонора» и выделились как самостоятельные оркестровые пьесы, а четвертая, короткая, стала исполнять роль вступления к спектаклю). Своей оперой Бетховен обогатил и расширил сферу выразительных средств драматической музыки, показал пример ее симфонизации (о чем свидетельствует, в частности, ария Фдорестана из второго действия).
Начало XIX столетия было ознаменовано в Германии расцветом романтической оперы. Одним из первых ее достижений явилась «Ундина» Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776—1822), оказавшая сильное влияние на творчество крупнейшего мастера этого жанра — Карла Мариа Вебера (1786—1820). Его «Волшебный стрелок» (1820) составил эпоху в развитии мирового оперного искусства.
«Волшебный стрелок» — пример романтической трактовки народной легенды. Музыка Вебера, национальная по своему колориту, тонко и поэтично передает очарование народных сказаний, воспевает красоту природы и благородство человеческого чувства, полна чудесных контрастов и сопоставлений лирических, бытовых и фантастических моментов (небывалой для своего времени явилась сцена в Волчьем ущелье с ее мрачной фантастикой).
Вебер значительно обогатил арсенал средств гармонического и оркестрового письма, показал пример разработки фольклорных интонаций.
Среди других произведений композитора надо назвать сказочно-героическую оперу «Эврианта» на сюжет из старинных рыцарских сказаний.
Сочинения Вебера, в особенности «Волшебный стрелок», послужили примером для других авторов романтических опер. Среди последних необходимо упомянуть Генриха Маршнера (1795—1861) и Людвига Шпора (1784—1859), чья «Иессонда» пользовалась в свое время значительным успехом. Из числа немецких композиторов, работавших в области комической оперы, выделились Густав Альберт Лортцинг (1801—1851), с его «Царем и плотником», Фридрих Флотов (1812—1833) — автор и поныне популярной в Германии «Марты», и, особенно, Отто Николаи (1810—1849), написавший чудесную по своему мелодическому богатству оперу «Виндзорские проказницы».
Иллюстрации:
Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
| продолжение ->