На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

1. Георг Фридрих Гендель, Кристоф Виллибальд Глюк
2. Зингшпиль. Вольфганг Амадей Моцарт
3. Людвиг ван Бетховен, Карл Мария фон Вебер
4. Рихард Вагнер
5. Рихард Штраус, Феруччо Бузони, Пауль Хиндемит
6. Арнольд Шёнберг, Альбан Берг
7. Карл Орф, Курт Вайль, Готфрид фон Айнем

Карл Орф (Orff) Дальнейшее развитие немецкой оперы шло двумя различными путями в двух немецких государствах, образовавшихся на территории Германии после 1949 г. Картина оперного творчества в ФРГ оставалась пестрой и разностильной. Музыкальный театр ГДР развивал в современном репертуаре преимущественно традицию политического театра 20-х гг., утверждавшуюся в творчестве К. Вайля, П. Дессау, в музыке Г. Эйслера к пьесам Б. Брехта.

В ФРГ в 1949 г. состоялась премьера запрещенной при нацистском режиме оперы К. А. Хартмана «Юность Симплиция Симплициссимуса» по роману Гриммельсгаузена (закончена в 1934 г.). Это произведение на тему о «немецкой судьбе», о национальной трагедии Германии написано по замыслу известного дирижера Германа Шерхена в форме притчи, «назидательной пьесы», использующей исторически подлинные мелодии и тексты песен и хоралов.

В конце 40-х гг. впервые прозвучала опера Пауля Хиндемита «Художник Матис». Ставились оперы Вернера Эгка («Христофор Колумб», «Ирландская легенда», «Ревизор»), Германа Ройтера («Саул», мистерия «Любекские пляски смерти», опера-баллада «Дорога в город счастья», «Дон-Жуан и Фауст»). Всему миру становится известным имя Карла Орфа. С исключительным успехом исполняются его сценические кантаты, драма «Бернауэрин», трагедии «Антигона» и «Царь Эдип». Глубокое впечатление на немецкую публику производит опера Вольфганга Фортнера «Кровавая свадьба» (1957) — оригинальная музыкальная интерпретация пьесы Ф. Гарсиа Лорки. Приобретает известность как оперный композитор Ханс Вернер Хенце — «Сельский врач», радиоопера по рассказу Франца Кафки (1951), балет-пантомима «Идиот» по Достоевскому (1952), оперы «Бульвар уединения» по «Манон Леско» Прево (1951), «Король-олень» по Гоцци (1955) и «Принц Гомбургский» по Клейсту (1960). Борис Блахер выступает с камерными операми «Прилив» (1947) и «Ночная птица» (1948), со сценической ораторией «Великий инквизитор» по мотивам Достоевского (1948) и оперой-балетом «Прусская сказка» (1950).

Курт Вайль (Weill) В репертуаре музыкальных театров ГДР, появилось немало новых произведений, написанных композиторами в течение двух последних десятилетий. Это «Томас Мюнцер» (1955) и «Тиль Клас» (1959) Пауля Курцбаха, который развил по-новому некоторые театральные и музыкально-стилистические принципы своего учителя Карла Орфа, это «Колумб» (1958) Карла Руди Грисбаха, «Бедный Конрад» (1957) Жана Курта Фореста, две оперы Пауля Дессау «Осуждение Лукулла» (1951) и «Господин Пунтила» (1959). Кроме того, театры ГДР ставят «Трехгрошовую оперу» (1928) и «Возвышение и падение города Махагонни» (1930) Курта Вайля, оперы Отмара Герстера «Мадам Лизелотта» (1933), «Енох Арден» (1936) и «Ведьма из Пассау» (1941), «Умницу» (1942) Карла Орфа и «Ревизора» (1957) Вернера Эгка.

Оперное творчество австрийских композиторов в послевоенные годы нельзя назвать обширным. «Воццек» Альбана Берга продолжает оставаться одной из самых репертуарных опер в странах Европы. Поставленный впервые в 1957 г. «Моисей и Арон» Шёнберга оказал влияние на оперное творчество молодого поколения композиторов разных европейских стран. Своеобразный талант Эрнста Крженека долгие годы развивался вне Австрии, и его оперы ставятся сегодня преимущественно в европейских музыкальных театрах: «Тарквиний» поставлен в 1950 году в Кёльне, «Афина Паллада плачет» — в 1955 году в Гамбурге. Заметной фигурой в послевоенной австрийской опере стал Готфрид фон Айнем (1918), известность которого началась оперой «Смерть Дантона» (1947) по драме Георга Бюхнера. Еще больший интерес вызвала его опера «Процесс» (1953) по роману Франца Кафки. Привлекательные черты таланта фон Айнема — смелый выбор сюжетов, драматургическое мастерство, хорошее знание сцены.

Иллюстрации: Карл Орф, Курт Вайль


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум