1. Генри Пёрселл
2. Георг Фридрих Гендель, «балладная опера»
3. Фредерик Дилиус, Ральф Воан-Уильямс
4. Бенджамин Бриттен
После смерти Перселла (1695) в Англии возрос интерес к итальянской опере. Георг Фридрих Гендель (1685—1759), великий немецкий композитор, который поселился в Англии в 1710 г. и во многом породнился с английской национальной музыкальной культурой того времени, воспользовался вначале именно этой ситуацией неумеренного увлечения итальянской оперой, итальянскими знаменитыми певцами. Однако эта же самая ситуация, породившая напряженную конкуренцию и яростные интриги вокруг оперного театра, омрачила славу Генделя как оперного композитора, и он обратился к другому жанру, прославившему его имя, — к оратории.
В Лондоне с огромным успехом были представлены оперы Генделя «Ринальдо» (1711), «Тезей» (1712), «Амадис Галльский» (1715), а также написанные в Англии оперы «Радамист» (1720), «Оттон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), и «Роделинда» (1725). Но несмотря на внешний успех этих произведений, они лишь способствовали разжиганию вражды к Генделю, с одной стороны, как к представителю придворного аристократического «привозного» искусства, с другой стороны, как к слишком смелому новатору в опере, конкурировавшему с более традиционными мастерами итальянской оперы seria Д. Бонончини, Н. Порпора, А. Хассе и др. Непоправимый удар авторитету Генделя как сочинителя итальянских опер был нанесен неожиданно английским национально-демократическим музыкальным театром, когда появилась на сцене сатирическая «Опера нищих» (1728), сочиненная поэтом Дж. Гэем и композитором Дж. Пепушем по мотивам Джонатана Свифта. Эта так называемая «балладная» опера имела злободневную политическую направленность (против определенных представителей правящих кругов), но высмеивала также и придворно-аристократический вкус в искусстве, в частности увлечение итальянской оперой, ее напыщенно-героическими сюжетами и застывшим, необновляющимся стилем.
В прологе сатирической оперы Пепуша пел нищий певец. Действующими лицами ее были воры, полицейские и уличные девки, музыкальный материал черпался из современных городских песен и баллад (в том числе использованы были три мелодии Перселла), а реплики действующих лиц звучали на простонародном диалекте. Пародируя итальянский оперный стиль, Пепуш на этот раз принес в жертву арию и марш из оперы Генделя «Ринальдо».
Сатира Пепуша и Гэя вызвала бурное одобрение патриотически настроенной театральной публики и поддержку передовых людей того времени во всей Европе, но король и придворные были глубоко возмущены, и спектакль в Англии запретили. Однако и оперная «Королевская Академия», театр, где Гендель ставил тогда свои произведения, тоже прекратила свою деятельность. Таким был один из ярких эпизодов «оперной полемики» в Англии XVIII в.
Иллюстрация:
Георг Фридрих Гендель
| продолжение ->