1. Генри Пёрселл
2. Георг Фридрих Гендель, «балладная опера»
3. Фредерик Дилиус, Ральф Воан-Уильямс
4. Бенджамин Бриттен
Примечательная черта английской музыки второй половины XVIII в. — ее подчеркнутый интерес к прошлому, возрождение искусства мадригала и сравнительно незаметная роль национальной оперы. И в следующем, XIX в. собственно национальная опера занимала в музыкальной жизни Англии весьма скромное место. В творчестве Джона Бариетта (1802—1890) была попытка создать национальную английскую романтическую оперу («Горная фея», 1834; «Прекрасная Розамунда», 1837; «Фаринелли», 1839), но эти попытки не получили поддержки и не были достойным образом продолжены другими музыкантами. Внимание к национальному оперному театру усилилось вновь лишь в последней четверти XIX в., когда возродился интерес к забытому творчеству Г. Перселла. В 70—80-х гг. на английской сцене с большим успехом ставились комические оперы в народном духе, близкие к жанру оперетты, сочиненные композитором Артуром Салливэном (1842—1900) в сотрудничестве с известным юмористом У. Джилбертом.
В оперном жанре сочиняли Чарлз Стэнфорд (1852—1924), Грэнвил Банток (1868—1946) и Этель Смит (1858—1944). В первые десятилетия XX в. оперное творчество английских композиторов заметно активизировалось. Фредерик Дилиус (1862—1934) и Рэтленд Боутон (1878—1960) обратились к вагнеровской традиции музыкальной драмы.
В 20-е гг. появились оперы Густава Холста (1874—1934), Сирила Скотта (1879—1970), Юджина Гуссенса (1893—1962). В 20-е же годы начал работать для музыкальной сцены крупнейший из соременных английских композиторов старшего поколения Ральф Воан-Уильямс (1872—1958).
Его опера «Хью-гуртовщик» была начата еще в 1911 г. в традициях «балладной оперы» с замкнутыми песенными номерами на материале отечественного музыкального фольклора. В 1924—1929гг. Уильямc работал над комической оперой «Влюбленный сэр Джон» (по «Виндзорским проказницам» Шекспира), где рядом с новым английским фольклором использованы песни и баллады шекспировских времен. В 1937 г. Воан-Уильямс сочинил оперу «Уходящие в море» на полный неизмененный текст трагедии ирландского драматурга Джона Синга, а в 1936 г. закончил еще одну, комическую оперу с разговорными сценами — «Отравленный поцелуй». После этого Воан-Уильямс долгое время избегал оперного жанра, и его последнее театральное сочинение «Путешествие пилигрима» (на текст Беньяна) в духе народной «балладной оперы» закончено было лишь в 1949 г.
Иллюстрация:
Фредерик Дилиус
| продолжение ->