1. Генри Пёрселл
2. Георг Фридрих Гендель, «балладная опера»
3. Фредерик Дилиус, Ральф Воан-Уильямс
4. Бенджамин Бриттен
Спектакль с пением и инструментальными номерами был давней традицией английского театра, однако этой традиции не всегда удавалось утвердить себя и развиться в самостоятельные формы музыкального театра. Так, например, в эпоху буржуазной революции (XVI—XVII) воинствующее религиозное пуританское движение приводило к тому, что многие театры закрывались, а в оставшихся театрах запрещалось использовать на сцене пение и танцы. После реставрации королевской власти (1660) и перехода королевского престола к династии Стюартов в придворном искусстве началась полоса безусловного предпочтения французского классицизма и французской оперы. Параллельно продолжал свое существование неистребимый народный театр — бродячие труппы главным образом комических актеров, которые разыгрывали свои спектакли, обильно украшая их лирическими, застольными песнями и танцами. Эти комические представления с музыкальными номерами именовались «drolls», что буквально означает «забавы».
Еще в эпоху английского Возрождения (XIV—XVI) характерным жанром аристократического музыкального театра стали так называемые «маски» — танцевальный дивертисмент с роскошным декоративным оформлением, с драматическими сценами, хорами и сольными ариями, построенный на известных античных мифологических сюжетах. Существенную, не только декоративную, но и драматургическую роль играла музыка и в шекспировском театре. Однако национальная опера создана была лишь Генри Перселлом (1659—1695) и долгое время не имела продолжателей.
Опера Перселла «Дидона и Эней» была поставлена впервые в 1689 г., но волею судеб надолго забыта и возродилась к новой жизни лишь через 200 лет. Кроме того, Перселл написал музыку, по крайней мере, к полусотне драматических спектаклей. Эта музыка состояла из отдельных пьес: хоров, арий, балетных фрагментов, инструментальных вступлений и антрактов. Перселл широко пользовался в этой музыке достижениями как народной комедии, так и придворных спектаклей — «масок». Среди этих спектаклей с музыкой есть такие, которые Перселл сам называл операми, так как в них целые большие сцены положены на музыку («Пророчица», «Король Артур», «Королева фей», «Буря», «Индийская королева»).
«Дидона и Эней» Перселла — редкостный, удивительный образец настоящей, высокосовершенной оперы в стране, где до этого национальная опера не создавалась и не имела своей развитой традиции. По своему художественному совершенству «Дидона и Эней» не уступает лучшим итальянским образцам.
Автором либретто оперы «Дидона и Эней» был английский поэт Н. Тейт, который обработал эпизод вергилиевой «Энеиды», где рассказано о трагедии карфагенской царицы Дидоны, покинутой троянцем Энеем, одержимым желанием построить новую Трою взамен разрушенной. В поэме Вергилия сами боги велят Энею покинуть Дидону, чтобы выполнить их волю. В либретто Тэйта место античных богов, разбивающих человеческое счастье Дидоны, занимают традиционные для английской драматургии злые силы, ведьмы с их заклинательными хорами и зловещими колдовскими плясками. Яркий контраст героической музыке Энея и лирическим ариям Дидоны составляют хоры и танцы моряков, написанные в народном духе. Кульминация оперы — отплытие кораблей троянцев, неистовый хор ведьм и предсмертная ария Дидоны, написанная в форме старинной пассакальи (вариации на постоянно возвращающуюся последовательность звуков в басовом голосе). Когда басовая мелодическая фигура появляется седьмой раз, голос Дидоны умолкает, а инструменты доигрывают арию скорбно и тихо; несчастная Дидона бросилась в море и погибла в его волнах, Заключительный хор оплакивает ее.
Творчество Перселла было вершиной английской музыкально-театральной традиции, развивавшейся постепенно от средних веков Возрождения к XVII в. XVIII в. и последующий исторический период, вплоть до наших дней, принято считать в английской музыке вообще временем упадка. Однако это обще-распространенное суждение не следует принимать за абсолютно достоверную характеристику целой исторической эпохи в английской музыке.
Иллюстрация:
Генри Пёрселл
| продолжение ->