Родился 29 ноября 1797 г. в городе Бергамо (Италия). Обучался в Неаполитанской консерватории, затем - в музыкальном лицее в Болонье.
Первая опера Доницетти - "Энрико, граф Бургундский" (Венеция, 1818) - имела значительный успех у публики; оперы "Анна Болейн" (Милан, 1830), "Любовный напиток" (Милан, 1832) и "Лючия ди Ламмермур" (Неаполь, 1835) выводят известность автора за пределы его родной страны. После смерти Беллини (1835) Доницетти становится во главе итальянской оперной школы (Россини еще в 1829 г. завершает "Вильгельмом Теллем" свою карьеру оперного композитора). Вплоть до середины 40-х гг., то есть до первых триумфов Верди, Доницетти справедливо считался непревзойденным мастером и крупнейшим авторитетом национального музыкального театра.
Из 74 опер, созданных композитором, к числу наиболее удачных следует отнести (помимо вышеназванных): "Лукрецию Борджиа" (Милан, 1833), "Дочь полка" (Париж, 1840), "Фаворитку" (Париж, 1840), "Линду ди Шамуни" (Вена, 1842), "Дона Паскуале" (Париж, 1843). Известный интерес представляют также кантаты, мессы и "Реквием" Доницетти, его хоровые и камерно-инструментальные сочинения. Достаточное внимание композитор уделял педагогической деятельности. С начала 30-х гг. он - профессор композиции и контрапункта Неаполитанской консерватории. Позднее - директор той же консерватории.
В 1844 г. Доницетти серьезно заболевает. Его последняя опера - "Катерина Корнаро" (Неаполь, 1844) - оказалась малоудачной и не удержалась в репертуаре итальянских театров.
8 апреля 1848 г. в Бергамо композитор скончался. Искусство Доницетти - явление неоднородное и противоречивое, отличающееся разнообразием жанров (оперы комические, лирические, героико-исторические и т. д.) и стилистической пестротой. Аполитичность - "ахилессова пята" композитора. В отличие от своих соотечественников - Россини, Беллини, Верди, он не связал себя с национально-освободительным движением в Италии, не откликнулся творчеством на жгучие вопросы современности. Мысли Доницетти свойственна известная легковесность; погоня за ложной занимательностью плюс торопливость, спешка в работе (оперы создавались иногда за одну-две недели) приводили порой музыканта к серьезным художественным просчетам.
Вместе с тем Доницетти - композитор огромного мелодического дарования, искренний лирик, блестящий мастер вокального письма, превосходный знаток театра. Его лучшие произведения, где идейный замысел оправдывает творчесские усилия, а вдохновение сочетается с тщательностью фактурной отделки, - вошли в золотой фонд итальянской оперной литературы. Имя автора "Лючии ди Ламмермур", "Любовного напитка", "Дона Паскуале" с уважением произносится любителями музыки во всем мире.
* * *
Итальянский композитор, выдающийся мастер эпохи бельканто, его творчество сформировалось под воздействием Россини и романтизма. Оперное наследие Доницетти составляют 74 оперы. Не все их них равноценны и сохранили свою актуальность, но лучшие сочинения отличаются мелодическим богатством и яркой театральностью.
Начиная с оперы "Анна Болейн" (1830, Милан), трагической мелодрамы о судьбе одной из многочисленных жен английского короля Генриха VIII, творчество Доницетти обретает самобытность. Из опер 30-х гг. наиболее выдающейся стала "Лючия ди Ламмермур" (1835). В эти годы композитор также создает ряд опер на историко-романтические сюжеты ("Лукреция Борджиа", "Мария Стюарт", "Полиевкт" (1838, поставлена в 1848)) и свою лучшую комическую оперу "Любовный напиток". Поставленная в Неаполе в 1837 г. опера "Роберт Деверо" (либретто Каммарано, о судьбе Елизаветы I), завершает так называемый "тюдоровский цикл" (куда входят также "Анна Болейн" и "Мария Стюарт"). Русская премьера этой оперы состоялась в 1846 г. в Петербурге.
Из сочинений 40-х гг. выделяются лирико-драматическая опера "Фаворитка", комическая опера "Дочь полка", замечательная опера-буффа "Дон Паскуале" и написанная для Вены психологическая мелодрама "Линда ди Шамуни" (1842).
Оперы Доницетти занимают одно из ведущих мест в репертуаре современного оперного театра. Среди сочинений, исполняемых в настоящее время, отметим (кроме названных) оперы "Паризина" (1833, Флоренция, либретто Романи), "Мария ди Руденц" (1838, Венеция, либретто Каммарано), "Мария ди Роган" (1843, Вена, либретто его же).
В России творчество Доницетти ценилось всегда очень высоко. Лучшие из его произведений ставились итальянскими труппами в Петербурге почти сразу после мировых премьер. Ряд арий Доницетти, таких как "O luce di quest anima" ("Линда ди Шамуни"), "Una furtiva lagrima" ("Любовный напиток"), "Quel sangue versato" ("Роберт Деверо") и др., входят в репертуар ведущих певцов мира.
Е. Цодоков
* * *
Основные оперы:
"Гувернёр в затруднении" (1824), "Театральные удобства и неудобства" (1827), "Анна Болейн" (1830), "Любовный напиток" (1832), "Лукреция Борджиа" (1833), "Мария Стюарт" (1834), "Лючия ди Ламмермур" (1835), "Велизарий" (1836), "Колокольчик" (1836), "Роберт Деверо" (1837), "Полиевкт" (1838), "Мария ди Руденц" (1838), "Дочь полка" (1840), "Мученики" (по "Полиевкту", 1840), "Фаворитка" (1840), "Мария Падилла" (1841), "Линда ди Шамуни" (1842), "Дон Паскуале" (1843), "Мария ди Роган" (1843), "Дон Себастьян Португальский" (1843).