На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   история

ОПЕРА В США

1. Корни американской музыки
2. Мюзикл
3. Джордж Гершвин, Джан Карло Менотти, Сэмюэль Барбер

Самым жизнеспособным, популярным и активным жанром музыкального театра в США является сегодня мюзикл (краткая форма от английского названия музыкальной комедии — musical play). Это жанр развлекательною «легкого» представления — пьеса с разговорными диалогами, эффектным сценическим оформлением, танцами, пением (ансамбли, иногда хоры, но главное — песни, именуемые зонгами). Чаще всего мюзиклы — веселые комедийные пьесы, в которых действие, сюжет служат как убедительный повод для развертывания музыкальной стихии спектакля. Сюжет обычно связан с современным бытом или популярными фабулами, взятыми из общедоступных произведений мировой литературы и драматургии (например, Шекспир, Шоу, О'Нил, Хелман).

Исторически начало мюзикла восходит к 60-м гг. прошлого века, когда в Нью-Йорке начали ставиться развлекательные пьесы с музыкой, танцами и экстравагантными сценическими эффектами. Тип «мюзикла» оформился около 1900 г. Сначала в нем не было единого сюжетного действия. Элементы менестрельного представления (жанр американского народного театра), водевиля, оперетты, балета и ревю нанизывались на какой-либо случайно избранный сюжетный стержень. Мюзикл как жанр достиг самостоятельности благодаря тому, что со временем серьезно возрос художественный уровень музыкальной стороны спектакля и одновременно — большого художественого совершенства и определенности жанровой специфики достиг литературный текст.

Внутри самого жанра мюзикл различают две основные разновидности: так называемую европейскую и собственно американскую. Разделение это весьма условно. Европейски ориентированный мюзикл создан теми композиторами и драматургами, которые положили в основу своих произведений оперетту (английский и австрийский ее варианты). Этот мюзикл имеет в числе своих создателей таких признанных мастеров, как Рудольф Фримль (р. 1879), пражский пианист, аккомпаниатор Я. Кубелика, ставший голливудским кинокомпозитором — автор всемирно знаменитой «Роз-Мари» (1924); Зигмунд Ромберг (1887—1951), венгерский инженер-переселенец, автор любимых в Нью-Йорке оперетт, ревю и музыкальных комедий; наконец, Джером Керн (1885—1945) — в свое время самый популярный из песенных композиторов США; далее Р. Роджерс (р. 1902) в тех его пьесах, которые сочинялись на тексты Оскара Хаммерштайна-сына среди них и знаменитая «Оклахома!», 1943); и Фредерик Лоу с «Моей прекрасной леди», широко известной бродвейской метаморфозой «Пигмалиона» Б. Шоу. Для этой разновидности мюзикла характерны в качестве сюжетного материала любовные истории на историческом или экзотическом фоне, романтически-сентиментальные мелодии, простые, легко поющиеся, и оркестр, в основном повторяющий состав обычного европейского опереточного оркестра.

Вторая разновидность мюзикла, которую принято характеризовать как более коренную — американскую, — в некоторых произведениях полностью отождествляется с жанром американской «народной оперы» (например, «Порги и Бесс» Гершвина). Сюжеты таких мюзиклов почти исключительно национально-американские и урбанистические, часто — с чертами пародии и сатиры и социально-критической проблематикой. Музыкальный стиль отличается значительно большей характерностью, современностью и остротой, чем в европейской разновидности. Значительно большую роль здесь приобретают технические средства джаза и материал национального фольклора, главным образом негритянского. Вершинами в развитии этой линии музыкальной комедии были «Maленький Джонни Джонс» М. Коэна (1904), произведения Гершвина, Р. Роджерса (написанные в сотрудничестве с либреттистом Л. Хартом); «Целуй меня, Кэт» Ч. Портера (1948); пьесы Ф. Лессера (р. 1910), М. Уилсона (р. 1902), Вернона Дьюка (1903-1969), автора популярного мюзикла «Хижина в небе» (1940), разнообразно использующего негритянский фольклор.

Новейший американский мюзикл, рассчитанный на «массовое потребление» продукт «индустрии развлечений», допускает сравнение с голливудским коммерческим кинематографом. Психологический примитив и «отвлекающий» от коллизий жизненной реальности тон этого искусства можно считать, нормой для этого жанра, однако современные мьюзиклы нередко входят в соприкосновение со злободневной общественной и политической проблематикой, а «Трехгрошовая опера» Брехта — Вайля, классическое произведение немецкого политического театра, по свидетельствам американской прессы, еще в 1961 г. шла на Бродвее в 2249-й раз и побила рекорд самых популярных американских мюзиклов; «Оклахома!» и «Моя прекрасная леди». Курт Вайль во время своей американской эмиграции сам участвовал в сочинении многих мюзиклов для театров Бродвея и под влиянием новый условий в значительной мере отошел от традиций своего немецкого периода в сторону могущественного американского «стандарта», однако этот «стандарт» был достаточно высокого художественного качества, и благодаря усилиям Вайля социально-критическая и политическая тенденции в американском мюзикле оставались весьма заметными.

Отступлений от «развлекательной» нормы в жанре американского мюзикла было немало. Не совсем обычна для музыкальной комедии Бродвея «Вест-Сайдская история» Л. Бернстайна (1957), обнажающая некоторые трагические аспекты американской действительности. Тенденцию политического театра в жанре мьюзикл развивал Марк Блицстайн (1905—1964), который создал ряд острых социально-критических произведений под влиянием К. Вайля и П. Дессау («Колыбель будет начаться», 1937; «Отвечать нечего», 1940; «Сакко и Ванцетти», 1960).

С начала 40-х гг. вообще значительно расширилась проблематика мюзикла вплоть до психоаналитической темы в пьесе К. Вайля «Леди в темноте» (1942) и расовой проблемы, заново поставленной второй мировой войной, в пьесах Р. Роджерса, Работа над созданием мьюзиклов превратилась в своего рода коллективное, синтетически-творческое предприятие с четким разделением труда: одновременное сотрудничество драматурга, композитора, поэта-сочинителя песенных текстов, художника — оформителя сцены, режиссера, хореографа, музыканта-аранжировщика и дирижера. Спектакль всегда предназначен для универсальных — поющих и танцующих — актеров. Все это гораздо больше напоминает коллективный процесс создания кинофильма, чем индивидуальное выполнение композитором заказа на оперу. Этот стиль «производства» мюзиклов получил свое окончательное завершение в многочисленных пьесах 60-х гг. Традиция американского мюзикла оказала влияние на музыкальную комедию других cтран, в первую очередь Англии, но также Франции и ФРГ.

| продолжение ->


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум