Родился 4 января 1710 г. в городе Джези (близ Анконы). Музыкальное образование получил в Неаполитанской консерватории у Ф. Фео, Г. Греко и Ф. Дуранте. Постановка первых опер Перголези датируется 1731 г. Известность, однако, пришла к композитору несколько позже: Перголези обязан ей первым исполнением "Торжественной мессы" для двух пятиголосных хоров с удвоенным оркестром (по случаю благополучно закончившегося для Неаполя землетрясения 1732 г.). Вскоре композитором была завершена опера "
Служанка-госпожа". Триумф, сопутствовавший новому сочинению Перголези, дает основание считать 1733 г. решающей вехой на пути становления итальянской музыкальной буффонады; "Служанку-госпожу" - первой в истории законченной оперой buffa.
Перу композитора принадлежат 10 опер - buffa и seria, ряд ораторий, кантат, трио-сонат и концертов. Среди его сочинений культовой музыки выделяется знаменитая "Stabat Mater" для сопрано и альта со струнным квартетом и органом (1735). Являясь одним из наиболее величественных памятников искусства XVIII в., музыка "Stabat Mater" - одухотворенная, опирающаяся на реальные человеческие чувства - не утратила художественной ценности до наших дней.
"Stabat Mater" оказалась последней работой Перголези. 16 марта 1736 г., в городе Поццуоли близ Неаполя, композитор скончался.
Подобно большинству ранних итальянских буффонад, «Служанка-госпожа» выросла из интермедии: она первоначально исполнялась между актами оперы seria Перголези «Гордый пленник» (1733). Со временем «Служанка-госпожа» оформилась в самостоятельное двухактное произведение. Поставленная итальянской труппой в Париже (1752), она послужила причиной (точнее — поводом) возникновения так называемой войны «буффонов». Приверженцами оперы — «буффонистами» — выступили передовые общественные и художественные круги французской столицы, в том числе энциклопедисты, отстаивавшие принципы реализма и народности в искусстве; в рядах противников сочинения — «антибуффонистов» — объединились почитатели старых форм и консервативных традиций.
«Служанка-госпожа» понятна современному слушателю и любима им. Произведение итальянского мастера — едва ли не наиболее старинное из тех, что составляют оперный репертуар сегодняшнего дня.
* * *
Оперы:
"Салюстия" (1731), "Влюблённый монах" (1732-1734), "Гордый пленник" (с интермедией "Служанка-госпожа", 1733), "Адриан в Сирии" (с интермедией "Ливьетта и Траколло, или Лукавая поселянка", 1734), "Олимпиада" (1735), "Фламинио" (1735).