КАНТАТА (итал. cantata, от cantare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Известны кантаты для одного хора, для солиста с оркестром. Кантаты подразделяются на духовные и светские. Они включают в себя оркестровые вступления, арии, ансамбли, хоры. Исполнительский состав и структура сближают кантату с ораторией, однако кантата отличается меньшим размером, камерностью, отсутствием драматического развития сюжета. Кантата возникла в Италии в XVII в. и первоначально представляла собой сольную вокальную пьесу; позднее в кантате появилось противопоставление ариозных и речитативных эпизодов. Расцвет жанра светской кантаты в Италии связан с именами композиторов Л. Росси, Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти. Духовная кантата сформировалась в Германии, крупнейшие представители — Г. Ф. Телеман и И. С. Бах, которому принадлежит более 200 кантат. Бах писал и светские кантаты, среди них — «Кофейная», «Крестьянская». Жанру кантаты отдали дань В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс, П. Хиндемит и др. В России жанр кантаты представлен в творчестве А. Н. Верстовского, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. Кантаты советских композиторов отличались увеличением роли хора, насыщенностью интонациями народной и массовой песни. Наиболее значительные произведения в этом жанре созданы С. С. Прокофьевым («Александр Невский»), Ю. А. Шапориным («На поле Куликовом»), Д. Д. Шостаковичем («Над Родиной нашей солнце сияет»).