На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   вокальный  словарь

КАНТАТА (итал. cantata, от cantare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Известны кантаты для одного хора, для солиста с оркестром. Кантаты подразделяются на духовные и светские. Они включают в себя оркестровые вступления, арии, ансамбли, хоры. Исполнительский состав и структура сближают кантату с ораторией, однако кантата отличается меньшим размером, камерностью, отсутствием драматического развития сюжета. Кантата возникла в Италии в XVII в. и первоначально представляла собой сольную вокальную пьесу; позднее в кантате появилось противопоставление ариозных и речитативных эпизодов. Расцвет жанра светской кантаты в Италии связан с именами композиторов Л. Росси, Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти. Духовная кантата сформировалась в Германии, крупнейшие представители — Г. Ф. Телеман и И. С. Бах, которому принадлежит более 200 кантат. Бах писал и светские кантаты, среди них — «Кофейная», «Крестьянская». Жанру кантаты отдали дань В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс, П. Хиндемит и др. В России жанр кантаты представлен в творчестве А. Н. Верстовского, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. Кантаты советских композиторов отличались увеличением роли хора, насыщенностью интонациями народной и массовой песни. Наиболее значительные произведения в этом жанре созданы С. С. Прокофьевым («Александр Невский»), Ю. А. Шапориным («На поле Куликовом»), Д. Д. Шостаковичем («Над Родиной нашей солнце сияет»).


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум