ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от лат. oratorium — молельня) — монументальное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, предназначенное, как правило, для концертного представления. Оратория возникла на рубеже XVI- XVII вв. почти одновременно с оперой и кантатой и имеет с ними общие черты. Подобно опере, она содержит сольные арии, речитативы, ансамбли, хоры, развивается на основе драматического сюжета. В отличие от оперы в оратории повествование преобладает над драматическим действием. От кантаты оратория отличается масштабностью формы, развернутым сюжетом. Первоначально оратории сочинялись в основном на библейские и евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме во время церковных праздников (одна из разновидностей — так наз. «страсти»). Постепенно оратория приобретала все более светский характер и перешла на концертную эстраду. Высокого расцвета оратория достигла в творчестве Г. Ф. Генделя (он создал 32 оратории, в том числе «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»), И. С. Баха («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория»), И. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года»). В XIX в. произведения в этом жанре создали Л. Бетховен; Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Лист, Г. Берлиоз. В XIX в. складывается жанр оперы-оратории, которая может исполняться как на концертной эстраде, так и в театре («Царь Давид» А. Онеггера, «Царь Эдип» И. Стравинского). Русские композиторы обращались к оратории редко («Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярева, «Вавилонское столпотворение» А. Г. Рубинштейна). В советской музыке жанр оратории использовался для воплощения тем большой общественной значимости («Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича, «На страже мира» С. С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. В. Свиридова).