БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Оперные формы. Баллада
К песне и романсу примыкает баллада, тоже нередко имеющая строфическое (куплетное) строение и основанная на одной музыкальной теме. Баллада — старинный песенный жанр, представляющий собой рассказ о каких- либо драматических, чаще всего необычных событиях. В повествование нередко вторгаются диалоги или реплики героев, придающие ему большую оживленность. В силу драматичности сюжета и изложения баллада появляется в опере преимущественно в таких ситуацаях, где необходимо подчеркнуть перелом, происходящий в мыслях и действиях героя.
Так использовал ее Гуно, рисуя смятение Маргариты после встречи с Фаустом: сидя за прялкой, девушка поет старую балладу о фульском короле, о его трагической любви к жене, и песня, которую она, вероятно, пела множество раз, не замечая ее содержания, теперь вызывает в ней волнение и тоску.
Еще драматичнее использовал балладу Чайковский в «Пиковой даме». Поет ее Томский, персонаж второстепенный, развлекая друзей-офицеров любопытным анекдотом о старухе-графине. В дни молодости, проведенной в Париже, та заплатила будто бы своею любовью некоему графу Сен-Жермен, открывшему ей секрет трех беспроигрышных карт. Анекдот имеет успех, но никто не принимает его всерьез. Только Германа фраза о трех картах приковала к себе, как магнит. Она прозвучала для него как призыв к действию, открыла призрачную, но ослепительную надежду разбогатеть, вырвав у графини заветную тайну. Таким образом, баллада непосредственно связана здесь с трагическим переломом в душе героя — началом его душевной болезни, разрушившей и жизнь и любовь.
← к оглавлению | продолжение →