На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Советская опера в 1950—60-е годы

Новый шаг в деятельности оперного театра связан со второй половиной 50-х и 60-х годов. К 40-летию и 50-летию Октября усиливается приток произведений, связанных с темой Октября, гражданской войной, с героикой патриотических и революционных движений прошлого («Денис Давыдов» М. Глуха, «Мать» Т. Хренникова, «Солнце над степью» В. Шебалина, «Заря» К. Молчанова). Еще более широкий поток произведений на эту тематику обогатил сцену национальных музыкальных театров («Арсенал» и «Милана» Г. Майбороды, «Токтогул» В. Власова и В. Фере, «Джалиль» Н. Жиганова, «Три новеллы» Ш. Тактакишвили, «Марите» А. Рачюнаса и др.). В них мы нередко встречаемся с новизной структуры: в героической опере «Муса Джалиль» Н. Жиганова (1957) господствует прием ретроспекции: поэт, заключенный фашистами в моабитскую тюрьму, мысленно оказывается в кругу своей семьи, друзей, фронтовых товарищей, и эти видения с той же конкретностью, что и реальные события, участвуют в драматургии оперы. Примечательной ее чертой является и включение в текст стихов Джалиля: они сообщают образу героя особо высокий поэтический и этический настрой, обязывающий композитора к созданию соответствующего музыкального решения.

Вообще в оперной драматургии 60-х годов все чаще возникают проблемы этические, подчас решаемые в камерных рамках лирической оперы. Так, в «Лебедином полете» В. Тормиса (1966) действуют всего четыре пер» сонажа, из них один — лицо эпизодическое и без пения; сюжетом является несостоявшаяся любовь между художником и девушкой, выросшей в лесничестве и влюбленной в природу. Отношения их обрисованы эскизно, полутонами, но за романической историей открывается Проблема более сложная: вопрос о нравственной связи искусства и природы, искусства и любви.

По-юношески светло и оптимистично освещается этическая проблема в «Сестрах» Д. Кабалевского (1969): речь в опере идет о выборе молодежью жизненного пути, о стойкости, необходимой в достижении намеченных целей. Обилие эпизодов (в опере 15 сцен и прологов) и мест действия (Москва, Сибирь, зверосовхоз, геологическая экспедиция) оправдано здесь темой и скреплено своеобразным комментарием — рассказом молодого поэта о встрече с сестрами, решившими стать мореходами, и об их дальнейшей судьбе (его рассказ на просцениуме является вступлением к каждому действию).

В тот же период (конец 50-х — 60-е годы) интенсивнее, чем раньше, развиваются жанры комедийной и сказочной оперы. Композиторы одинаково охотно обращаются в них как к старому быту («Безродный зять» Т. Хренникова, «Проделки Майсары» П. Юдакова), так и к современной жизни («Богатая невеста» И. Трошина и Н. Энке) и к классике («Укрощение строптивой» В. Шебалина, «Много шума из ничего» Т. Хренникова). Среди сказочных опер новизной сюжета и его политической и гуманистической заостренностью выделяются «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Дракон» Э. Лазарева, «Снежная королева» М. Раухвергера, «Город мастеров» Я. Солодухо, «Три толстяка» В. Рубина.

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум