На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Опера Шапорина «Декабристы»

С новой силой проявился в данный период и интерес к истории русского революционного движения, столь характерный для оперного театра 20—30-х годов. На ином, неизмеримо более высоком уровне разрабатываются темы и образы, вдохновляющие ранние творческие опыты наших композиторов. Сюжет и образы «Декабристов», в свое время привлекшие Золотарева, теперь нашли полноценное воплощение в одноименной опере Ю. Шапорина — одном из лучших советских произведений, посвященных теме русского революционного движения. Связь с классической историко-бытовой традицией отчетливо сказывается здесь в обилии колоритных картин, рисующих помещичий крепостной быт (первая картина «В имении»), народные гуляния (третья картина «Ярмарка»), развлечения придворной знати (седьмая картина «Бал-маскарад»). Но центр тяжести лежит не в бытописании и не в романтических отношениях юных героев, судьба которых оказалась связанной с декабрьским восстанием. «Генеральная» тема композитора — борьба вольнолюбивого русского дворянства против самодержавия; она и дала ему право на эпически свободную композицию оперы.

Ведущая роль в ней принадлежит вождям восстания — Рылееву, Пестелю, Волконскому, Бестужеву и другим. Таким образом, центральным героем оперы оказывается сплоченная группа соратников, объединенных общей судьбой и общими целями. Коллективной их характеристикой является превосходный гимн декабристов, написанный Шапориным на пушкинские слова («Товарищ, верь, взойдет она»). Это композиционное новшество, утвержденное советской оперной драматургией, органично влилось в традиционную структуру исторической оперы, лишний раз свидетельствуя о плодотворном взаимодействии достижений классического и современного музыкального театра.

Неизменным оказался и интерес наших композиторов к теме Октябрьской революции, особенно к тем крутым изменениям, которые она внесла в Человеческие судьбы и отношения. Решающему перелому в жизни, взглядах, поступках отдельной личности, сложному процессу политического и душевного прозрения, вызванному участием в общенародной борьбе, посвящены оперы «Любовь Яровая» Б. Энке (1947, по пьесе К. Тренева), «Хождение по мукам» А. Спадавеккиа (1953, по роману А. Толстого), «Никита Вершинин» Д. Кабалевского (1955, по пьесе Б. Иванова «Бронепоезд 14-69»).

Отчетливо обозначилась в оперной драматургии послевоенных лет и еще одна тема, важная по своему социальному звучанию: тема дружбы народов, скрепленной Октябрьской революцией и Великой Отечественной войной. Непосредственное воплощение она получила в опере В. Мурадели «Великая дружба», но в качестве одного из существенных мотивов входит в ряд опер, появившихся в послевоенные годы в театрах национальных республик: в «Амангельды» Е. Брусиловского и М. Тулебаева (1945), где на помощь повстанческому отряду, руководимому героем-казахом, приходит отряд сибирских партизан; в «Певце свободы» Э. Каппа (1950), где эстонские партизаны рука об руку с русскими войсками освобождают Эстонию от фашистских захватчиков; в «Береге бурь» Г. Эрнесакса (1949), где капитан русского корабля погибает, защищая вожака восставших латвийских моряков, и в ряде других произведений того же направления.

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум