БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Советская опера
Несмотря на тяжелейшие испытания, связанные с событиями Отечественной войны, творческая жизнь советского музыкального театра не замирала. В одном только 1942 году появились «Чапаев» Б. Мокроусова, «Суворов» С. Василенко, «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Хосров и Ширин» Ниязи (Азербайджан), «Улугбек» А. Козловского (Узбекистан); в 1943 году — «В огне» Д. Кабалевского; в 1944-м — казахская опера «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди и белорусская «Олеся» Е. Тикоцкого; в 1945-м — «Мать и сын» А. Мачавариани (Грузия) и «Огни мщения» Э. Каппа (Латвия). В эти же годы создавалась замечательная эпопея Прокофьева «Война и мир».
Правда, далеко не все созданное в эти годы оказалось на должной художественной высоте — слишком близки были события войны, чтобы в короткий срок обрести глубокий, обобщенный смысл на оперной сцене. И все же оперы военных лет внесли свой вклад в советскую музыкальную драматургию: пламенное чувство патриотизма и ненависть к поработителям родины сообщали произведениям не столько батальный, сколько возвышенно-этический характер. Это на долгие годы осталось органической чертой советской оперной героики.
В послевоенное десятилетие (1945—1955) тема Отечественной войны по-прежнему находится в центре внимания оперных драматургов, но теперь в их замыслах отчетливо проступает интерес не только к массовому героизму народа, но и к подвигу отдельной личности, все больше проявляется стремление запечатлеть сложные судьбы и взаимоотношения людей, прошедших испытания войны. Представители разных поколений и разных профессий, коммунисты и комсомольцы, люди, беспредельно преданные Советской Родине, и люди малодушные, но все же способные преодолеть свою слабость, либо падающие еще ниже, вплоть до предательства, — такова галерея образов, встающих со страниц «Севастопольцев» М. Коваля (1946), «Молодой гвардии» Ю. Мейтуса (1947, по роману А. Фадеева), «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева (1948, по одноименной повести Б. Полевого), «Семьи Тараса» Д. Кабалевского (1950, по повести Б. Горбатова «Непокоренные») и ряда других «военных» опер.
При обилии действующих лиц, участвующих в ходе развития событий, портретные черты героев все еще обрисованы бегло; поэтому в ряде случаев правильнее говорить не об индивидуальных, а о групповых характеристиках, созданных композиторами. Так, в «Семье Тараса» и «Молодой гвардии» отчетливо вырисовывается героический облик группы комсомольцев; в «Сыне полка» — группы разведчиков; в «Севастопольцах» — группы женщин, оставшихся при раненых на обреченном клочке земли. И хотя в «Повести о настоящем человеке» в центре всех событий — могучая фигура летчика Мересьева, но соответственно обстоятельствам его жизни и борьбы черты героя «вписываются» то в один групповой портрет, то в другой: это и укрывшиеся в лесах колхозники, и тяжело раненные воины в госпитале, и летчики, досрочно покидающие санаторий, чтобы снова ринуться в воздушный бой.
Особая роль в обрисовке этих групп опять-таки принадлежит массовой песне: через нее раскрывается нравственный облик советского коллектива, благородные свойства, воспитанные в нем партией, — активность, сплоченность, преданность советской Родине. Такими встают перед нами в «Молодой гвардии» Мейтуса краснодонцы, объединенные в массовой песне «Взвейся...». Такими рисует Кабалевский в «Семье Тараса» школьников-комсомольцев, едва расставшихся с детством (песня «У старой у околицы») и старую гвардию рабочих, запевающих «Интернационал» под дулами направленных на них немецких автоматов. Образ русского народа предстает в этих сценах иным, чем на страницах оперной классики, — это не могучая, разбушевавшаяся стихия, не охваченная единым порывом толпа, а передовой отряд человечества, непобедимый в своем сознательном движении вперед.
← к оглавлению | продолжение →