БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Опера в советских республиках
Одним из важнейших достижений советского музыкального театра 30-х годов явился и расцвет оперы в национальных республиках. В одних, например в Грузии, Азербайджане, оперное творчество развернулось, опираясь на ранее существовавшие традиции. В других появились только первые ростки национальной музыкальной драматургии, но развитие музыкального театра всюду шло весьма интенсивно. Неоценимой опорой для молодого искусства являлась помощь русских композиторов, активно участвовавших не только в создании первых национальных опер, но и в профессиональной подготовке творческих кадров. Так, имя Р. Глнэра связано с Азербайджаном и Узбекистаном, С. Баласаняна — с Таджикистаном, М. Брусиловского — с Казахстаном, В. Власова и В. Фере — с Киргизией.
Основным источником замыслов национальных композиторов являлись сокровища народной поэзии, и прежде всего героический эпос — сказания о подвигах могучих богатырей, бесстрашных воинов и доблестных защитников родной земли. Естественно, что при различии сюжетов, языка, музыкально-сценических приемов произведения эти объединяла общая тема борьбы народа против чужеземных захватчиков и деспотизма собственных угнетателей. Общей являлась и эпическая широта композиции, обобщенность образов и поэтическая приподнятость речи, достигавшая наибольшей выразительности в героических массовых сценах с активным участием солистов и хора.
Характерной для героико-эпических сюжетов чертой является романтическая их трактовка — обрисовка героев крупным штрихом, подчеркнуто контрастное сопоставление персонажей: положительному герою противостоит злобный предатель, светлому женскому образу — честолюбивая хищница. Столь же типично для них тяготение к масштабности, зрелищности, обилие обрядовых, праздничных, батальных картин, господство живописно- повествовательного метода над психологическим раскрытием образов.
С годами фольклорная тематика получает все большее многообразие; композиторы обращаются к народным сказкам, легендам, поэмам и к обработкам их в творчестве профессиональных писателей и поэтов. К такого рода фольклору особенно тяготело молодое поколение национальных композиторов, воспитанных советской музыкальной школой и выдвинувшихся к началу 40-х годов. Среди них такая яркая индивидуальность, как основоположник татарской оперы Н. Жиганов, создавший вместе с поэтом М. Джалилем свою «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1941). Действие ее, происходящее в XIII веке во времена нашествия монгольских ханов на булгарский народ (предки казанских татар), сочетает реальные и фантастические мотивы с той непосредственностью, которая свойственна народной фантазии; волшебный талисман (лебединые перья), фантастический белый конь, несметные птичьи стаи, слетающиеся на помощь герою в сражении, — все они участвуют в развитии ратных событий и отношений влюбленных, сообщая действию поэтическую свободу, красочность и одухотворенность.
Этим произведением татарская опера заявила о себе как о явлении высокой национальной культуры. То же можно сказать об опере «Алмаст» А. Спендиарова (по поэме О. Туманяна «Взятие Тмкаберда») — прекрасном творении армянского оперного искусства, пленяющем драматизмом психологического конфликта и удивительным лаконизмом и пластичностью сценического рисунка, и о романтическом «Кер-оглы» У. Гаджибекова с его мятежным, бурно развивающимся действием и традиционным поэтическим мотивом дружбы человека с конем.
В конце 30-х годов, в канун Великой Отечественной войны, появились и первые национальные оперы на историко-революционные сюжеты: на Украине, где сложилось ядро профессиональных композиторов во главе с маститым Б. Лятошинским, автором оперы «Щорс» (1938); в Белоруссии, где наряду с композиторами старшего поколения В. Золотаревым, Н. Аладовым, Е. Тикоцким (автором оперы «Михась Подгорный», 1938) выдвинулся воспитанник Золотарева А. Богатырев, опера которого «В пущах Полесья» (1939) получила Государственную премию; в Грузии, где в канун Отечественной войны, в 1941 году в Тбилиси была поставлена опера Г. Киладзе «Ладо Кецховели», героем которой является профессиональный революционер.
В этой ранней попытке воплотить в опере образ профессионального революционера привлекает стремление объединить «эпическую» масштабность с лирической окраской образа героя — не только убежденного, отважного революционера, но художественно одаренного человека. Ладо — поэт и умирает с песней на устах, сраженный предательским выстрелом.
В последующие годы национальная оперная драматургия в ряде наших республик получила интенсивное развитие и сейчас представляет собой важное и равноправное звено в общесоюзной музыкально-сценической жизни.
← к оглавлению | продолжение →