БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Опера Прокофьева «Семен Котко»
Вершиной достижений 30-х годов стала опера выдающегося композитора Сергея Прокофьева. Его «Семен Котко» (1939), написанный по повести В. Катаева «Я сын трудового народа», был посвящен той же эпохе становления Советской власти и начала гражданской войны, что и в операх Дзержинского и Хренникова. Но события протекали на Украине, и это особенно привлекло композитора, детство которого прошло в украинской деревне.
Широко использовав современные средства музыкально-сценической выразительности, он запечатлел в своей опере поэзию старой Украины с ее бытом, песнями и обрядами, и новые черты в характерах людей, прошедших через испытания мировой и гражданской войн. Новизна психологической трактовки народных образов дает себя знать даже в тех ситуациях, где, казалось бы, воскресают устойчивые черты прошлого, например в сцене сватовства: точно воспроизводя чин старинного обряда, выдающийся советский мастер придал партиям сватов необычную в подобных случаях свободу, ироничность и подвижность, откровенно подчеркнув родство их интонаций с современной, а не старинной песней.
Необычна в «Семене Котко» и трактовка оперного жанра: Прокофьеву удалось, не поступившись единством развития, совместить в своей опере лирическое начало с эпическим, а героическое с комедийным и трагическим. Подобная многогранность замысла и поразительное мастерство его выполнения подняли отечественную музыкальную драматургию на новую ступень.
← к оглавлению | продолжение →