БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Дзержинский, Чишко, Кабалевский, Хренников
Овладение новой тематикой связано с приходом в театр группы молодых композиторов, сумевших приблизиться в воплощении революционных событий и образов к тому уровню, на каком они представали до сих пор в искусстве кино, живописи, литературы. Дзержинский, Чишко, Кабалевский, Хренников осуществляли свои замыслы в тесном сотрудничестве с профессиональными писателями и выдающимися режиссерами и дирижерами (Немировичем-Данченко, Смоличем, Самосудом): концепция «Тихого Дона» (1935) создавалась под непосредственным впечатлением недавно появившегося романа М. Шолохова, опера Хренникова «В бурю» (1939) — по роману Н. Вирты «Одиночество», опера О. Чишко «Броненосец «Потемкин» (1937) напомнила о сильнейшем впечатлении, произведенном одноименным кинофильмом С. Эйзенштейна.
Замысел Д. Кабалевского (1938) тоже был навеян поэтическими образами повести Ромена Роллана «Кола Брюньон», незадолго до того переведенной на русский язык и быстро ставшей одной из самых популярных зарубежных книг в Советском Союзе.
Достоинствами этих опер являлись не только значительность темы, ясность композиции, напряженность и драматичность действия, но и способность авторов воспроизвести в музыке черты современности — песенные интонации и ритмы, близкие советскому зрителю, и, что особенно важно, им удалось создать образ «коллективного героя» — массы, охваченной революционным порывом.
Надо сказать, что обращение к современной героике само по себе было смелым шагом и означало серьезный сдвиг в истории оперы. Обычно композиторы затрагивали современные темы только в комическом жанре, касавшемся наиболее устойчивых бытовых форм жизни, отчасти и в лирической опере. Героика в представлении большинства связывалась только с прошлым. Даже расстояние в пятьдесят лет казалось в свое время недопустимо близким. Напомним, что именно отсутствие достаточного временного расстояния помешало критикам сразу оценить достоинства «Евгения Онегина»; слишком уж схожи были сценические персонажи по своему внешнему и внутреннему облику с теми, кто сидел в зрительном зале. Что же тогда говорить о персонажах не лирического, а героического плана? Чем значительнее должны были быть их портреты, тем большее расстояние предполагалось между ними и слушателями.
Советская опера сделала в этом смысле разительный скачок: сломав вековую традицию и поставив героику лицом к лицу с современной жизнью, она, в сущности, создала новый жанр — современную революционную оперу.
Сюжеты, питавшие воображение композиторов, были разнообразны — здесь и гражданская война, и социалистическое переустройство жизни, и новые отношения, складывавшиеся в процессе этого переустройства между коллективом и личностью. Столь же различны по своему душевному складу и характеру были новые герои — рабочие, колхозники, комсомольцы, — впервые показанные на оперной сцене. Естественно, что решение героической темы нашими композиторами не могло быть единым: ведь в каждом отдельном случае композитору предстояло охватить огромный материал, показать процесс становления жизни, не укладывавшийся ни в одну из прежних жанровых схем.
Чаще всего в указанных произведениях происходит скрещивание черт нескольких классических жанров — историко-революционного, бытового, лирического. Это связано с особой широтой сюжета, подчас приводящей к известной сценической перегрузке. В той же опере «В бурю» Хренникова объединено несколько сюжетных линий: здесь и трудный процесс советизации деревни, приведший в конце концов к исторической замене продразверстки продналогом, и борьба коммунистов с белыми бандами, и любовный конфликт (отношения Леньки и Наташи), усложненный семейно-социальным конфликтом (два брата принадлежат к разным идеологическим лагерям).
Такая же «загруженность» сюжета характерна для всех опер, трактовавших современную героическую тему; пожалуй, только «Тихий Дон» Дзержинского выделяется компактностью своего построения: тема крушения старого мира дала возможность автору сплотить все события вокруг четкого социально-бытового стержня.
Не случайно особенностью композиции советских опер является их многоплановость и многолюдность: новое ощущение коллектива и его значения в деятельности и судьбе человека, ощущение, рожденное всем строем советской жизни, не замедлили сказаться в трактовке оперных образов. Отсюда возникла потребность создавать музыкальные характеристики, подчеркивающие наиболее значительные психологические черты, объединяющие ту или иную группу людей.
Излюбленной формой для таких характеристик стала песня, представлявшая обычно один из самых запоминающихся образов оперы. Зачастую она была настолько характерна, что, подобно лучшим ариям классиков, продолжала жить самостоятельной жизнью даже вне оперной сцены.
← к оглавлению | продолжение →