БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Шостакович
Дебют совсем еще молодого Д. Шостаковича в качестве оперного драматурга вызвал целое сражение. Премьера его сатирической оперы «Нос» (1928, по Гоголю) восхитила многих парадоксальной смелостью замысла, свободой композиции и сценических приемов, близких к стилю театра В. Мейерхольда. Но большая часть зрителей и критиков восстала против всех этих новшеств, сочтя их неприемлемыми для оперной сцены. Освоение их, действительно, потребовало много времени и усилий разных театральных деятелей, стремившихся приблизить замысел Шостаковича к широкой аудитории. Настоящая популярность пришла к опере через много лет, когда сценические находки Московского камерного музыкального театра сделали ее репертуарной.
То же произошло и со второй оперой Д. Шостаковича — «Катериной Измайловой, или Леди Макбет Мценского уезда» (по одноименной повести Н. Лескова, 1932). Эта трагедия-сатира, как обозначил ее сам композитор, вызвала особенно яростную полемику. Натуралистически жестокие черты старого купеческого быта, цинизм преступлений, совершенных героями во имя любовной страсти, внезапные переходы композитора от высокого трагизма к гротеску в те годы казались несовместимыми с эстетическими установками советского оперного искусства. И опять-таки вторая, психологически углубленная редакция оперы, сделанная композитором, так же как и новое режиссерское прочтение партитуры при значительном росте восприятия аудитории, заставили зрителя спустя несколько десятилетий оценить «Катерину Измайлову» как один из шедевров оперной драматургии.
Но к основной своей задаче — воплощению советской действительности — наш музыкальный театр подошел только к середине 30-х годов. Все предшествующие попытки либо отпугивали зрителя лженоваторскими, а часто и формалистическими ухищрениями (например, «Лед и сталь» В. Дешевова, «Северный ветер» Л. Книппера, обе поставлены в 1930 г.), либо же быстро исчерпывали интерес аудитории из-за слабости музыкальной драматургии, как это случилось, например, с оперой С. Потоцкого «Прорыв», обошедшей в 1930 году чуть ли не все оперные сцены Советского Союза.
← к оглавлению | продолжение →