На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Пуленк. Гершвин. Бриттен

Нам остается кратко обозреть достижения зарубежного музыкального театра послевоенного времени, чтобы перейти к истории современного оперного искусства в Советском Союзе. Мы встретим в этом обзоре и уже знакомые и совсем новые имена.

Так, уже в зрелом возрасте, в конце 40-х годов, впервые вступил на путь оперного драматурга один из «шестерки» — Ф. Пуленк. Начав с гротескного сюжета («Груди Терезия»), разработанного им в стиле бурлеска (сатиры балаганного типа), он написал потом оперу трагическую — «Диалоги Кармелиток» (1957) на сюжет из времен французской революции, а закончил современной любовной монодрамой «Человеческий голос» (1959). При всей контрастности этих произведений они отмечены тонким психологизмом, рельефностью мелодии и гибкостью вокальной декламации — чертой, присущей французской опере со времени ее становления.

В середине 30-х годов на основе афро-американского фольклора и джаза возникала первая национальная опера в США. Создателем ее был Д. Гершвин, уже снискавший себе популярность эстрадными песнями и сатирическими музыкальными пьесами (мюзиклами) на социально-злободневные темы («О тебе я пою» и «Пусть гремит оркестр»). Но мировую славу принесла Гершвину опера «Порги и Бесс» (1935) на сюжет из жизни негритянской бедноты. В ней объединились элементы симфонизма, характерные для классической оперы, с началом эстрадным, свободно использующим жанры афро-негритянской музыки — блюзы, спиричуэл — и сценические приемы старинного народного американского театра менестрелей. Яркость сценических ситуаций, динамичность развития, сочетание начал трагедийного и комедийного обеспечили опере мировое признание.

Неожиданный взлет национальной оперной культуры произошел и в Англии, со времен Перселла, на протяжении почти двухсот лет не создавшей в этой области ничего значительного. В 1945 году с оперой «Питер Граймс» выступил в Лондоне выдающийся современный композитор Б. Бриттен. Эта постановка ознаменовала собой возрождение английской музыкальной драматургии. За нею последовал целый ряд новых спектаклей, среди которых выделяются своей оригинальностью камерные его оперы («Поругание Лукреции», 1946; «Поворот винта», 1954 и др.), представляющие как бы сценические новеллы, адресованные самой широкой публике; комедийный «Альберт Херринг» (1947) и новый вариант «Оперы нищих» (1948) по мотивам Гея и Пепуша, первой английской комической оперы XVIII века; детская опера «Давайте ставить оперу» (1949); лирико-фантастическая опера по шекспировскому «Сну в летнюю ночь» (1960). Диапазон от экспрессионистской трагедии «Питер Граймс» (о душевном одиночестве человека, подозреваемого и, по существу, виновного в преступлении) до светлой лирики «Сна в летнюю ночь» показал, как широки возможности современного английского музыкального театра и как живучи национальные традиции, долгое время остававшиеся под спудом: освоив множество разнородных влияний — от «Воццека» Берга до «Носа» и «Катерины Измайловой» Шостаковича, — Бриттен в полной мере сохранил национальное и индивидуальное творческое своеобразие.

В других европейских странах, а также в США наиболее прогрессивные представители молодого поколения продолжают опыт предшественников: в ФРГ — это X. Хенце и В. Эгк («Ревизор» по Гоголю), в Италии — Л. Ноно, тяготеющий к темам большого масштаба («Нетерпимость», 1960), в США — Менотти, оперы которого «Консул» (1950), «Медиум» (1942) и «Святая с улицы Бликер» (1954), вскрывающие язвы современного американского образа жизни, приобрели широкую известность и за пределами США.

Очень большие сдвиги наметились в послевоенные годы и в оперном творчестве социалистических стран, развивавшемся в тесном общении с искусством СССР. Так, в Болгарской Народной Республике, где национальная оперная драматургия прежде была на низком уровне, не только значительно выросло число музыкальных театров, не только выдвинулась плеяда выдающихся певцов, но и появился обширный и разнообразный национальный репертуар, в том числе и первые героические и комедийные оперы на современные темы: «Антигона-43» (1963) Л. Пипкова, «Июльская ночь» (1964) П. Хаджиева, «Мост» А. Гайчева, «Украли консула» И. Димова.

Что касается социалистических стран с развитой оперной культурой, то там расцвет национальной музыкальной драматургии сказался еще ярче. Особенно показательна в этом смысле Чехословакия: за послевоенные годы здесь следуют на оперной сцене одна премьера за другой. Наряду с композиторами старшего поколения, такими, как Ж. Мартину, и представителем следующего поколения Э. Сухонем, достигли широкого признания Ян Циккер и др. Традиция тесной связи с русской литературой и музыкой, установившаяся еще со времен Балакирева, укрепилась после войны еще больше. Свидетельством тому могут служить оперы Б. Мартину «Чем люди живы» (1952) по Л. Толстому и «Воскресенье» Циккера — тоже по Л. Толстому (1962).

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум