На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

«Шестёрка»

В резкой оппозиции как к изысканности импрессионизма, так и к преувеличенному трагизму экспрессионизма оказались молодые французские композиторы, объединенные в 20-х годах в так называемую группу «шести». Трое из них, А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, впоследствии сказали весомое слово во французской музыкальной драматургии. При всем различии характеров, дарований, творческого облика их объединяло неприятие какой бы то ни было расплывчатости, созерцательности или форсировки образного мышления и привлекал урбанизм с его тягой к массовым зрелищам, уличному и балаганному фольклору, к шумам и стремительным ритмам современного города.

Но в 20—30-е годы тяготение к опере проявилось лишь у Онеггера и Мийо и совсем в ином плане: первый из них в 1926—1927 годах создал оперы не на современный городской, а на библейский и античный сюжеты («Юдифь» и «Антигона»), в которых стремился объединить приемы драматического и музыкального театра. Мийо в своих ранних операх «Бедный матрос» (1927) и «Христофор Колумб» (1930) обратился к контрастным жанрам: первая — это бытовая драма с остро очерченными персонажами и подчеркнутой близостью к языку улицы и мюзик-холла; вторая — грандиозно задуманное массовое зрелище с участием кино, со множеством действующих лиц и монументальными хоровыми картинами. Мийо предназначал ее для исполнения на открытом воздухе перед разнообразной и обширной аудиторией.

Потребность обращения к массовому зрителю еще более характерна для театральных произведений Онеггера 30-х годов: оккупация Франции гитлеровскими войсками пробудила в нем стремление активно участвовать своим искусством в отпоре угрожавшему всему миру фашизму. Так появилась «Жанна д'Арк на костре» (1938), совместившая в себе черты оперы, оратории и драмы. В ней Онеггер возродил черты старинной мистерии, воспев подвиг героини и обрисовав гротескными чертами судилище, приговорившее ее к казни.

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум