На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Рихард Штраус. Нововенская школа

В Германии модернизм связан с именем Рихарда Штрауса. Мастер остро впечатляющего театрального письма, он в своем творчестве стремился объединить принципы вагнеровской драматургии с той обнаженностью и предельной напряженностью чувств, которые были характерны для представителей натурализма. В операх «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) Рихард Штраус рисует библейские и античные образы, истолковывая их в сугубо современном духе: подчеркивая исступленную страстность, жестокость и развращенность персонажей, он стоит как бы на пороге экспрессионизма. В то же время импрессионистически тонкие колористические штрихи придают облику его героинь роковое, пленительное очарование.

Лучшая и наиболее популярная комическая опера Штрауса «Кавалер роз» (1910) как бы перефразирует Моцарта, модернизируя и типичные интонации венской бытовой музыки классической эпохи, и тему светских любовных утех и конфликтов («Так поступают все» Моцарта).

Среди других направлений XX века заметное место на оперной сцене заняла так называемая «ново-венская школа» во главе с А. Шёнбергом. Ранние его оперы (монодрама «Ожидание», 1909, и музыкальная драма «Счастливая рука», 1913) созданы были под сильнейшим воздействием Вагнера. Но уже в эту пору он выдвигается как родоначальник нового направления, экспрессионизма, и радикальный новатор в сфере тонального и гармонического мышления (К оперному творчеству Шёнберг обратился вновь после длительного перерыва: его «Моисей и Аарон», начатый в 1932 году, так и остался незаконченным и впервые прозвучал в концертном исполнении лишь в 1954 году.)

Теории Шёнберга, его симфоническая, камерная, хоровая музыка оказали воздействие на целую плеяду учеников и последователей, сплотившихся в Австрии вокруг него. Крупнейшими оперными драматургами среди них были А. Берг и Э. Кшенек. Они, собственно, и стали в театре 20-х годов представителями австрийского экспрессионизма. Направление это, развившееся в основном в Австрии и Германии, представляло кричащий протест против уродливых общественных противоречий капиталистического мира начала века. Он выражался в перенапряженности душевных состояний героев, в выражении безысходного одиночества, в сознании обреченности, в их неосознанных страхам и бесперспективном бунтарстве. Наиболее выдающимся произведением ново-венской школы явилась опера Берга «Воццек» (1921), раскрывшая трагедию забитого муштрой солдата, убившего в приступе отчаяния и ярости свою любовницу, а затем и покончившего с собой. При жестокой обнаженности письма опера «Воццек» до сих пор не сходит со сцены.

Другой последователь Шёнберга, Э. Кшенек, был в своей оперной деятельности не столь последователен и значителен. Его протест носил скорее характер обличения мещанства. Таковы наиболее популярные его творения «Прыжок через тень» (1924) и «Джонни наигрывает» (1927). Вторая из них впервые использовала на оперной сцене джаз, захлестнувший в ту пору не только американскую, но и европейскую эстраду.

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум