БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Беседа пятая. Оперное искусство XX века
Мощная струя оперной драматургии, бившая в разных странах с такой, казалось бы, неиссякаемой энергией, в конце XIX века начала дробиться на отдельные направления, носившие новаторский характер, но менее значительные, чем то основное русло, от которого они ответвлялись, и потому быстро терявшие силу и иссякавшие. Некоторые из них еще сохраняли органическую связь с классическим реализмом, и это обеспечивало им признание широкой аудитории; другие стремились коренным образом изменить путь, проложенный музыкальной драматургией до сих пор, и тяготели к предельной усложненности, изысканности или, наоборот, к нарочитой примитивности образов и языка.
Поиски эти, характерные для разных стран, объединяются одним общим понятием «модернизм». Термин этот произошел от слова «модерн» — современный, новейший, чем подчеркивается разрыв с предшествующей традицией.
Каждое из этих направлений (среди них наиболее значительные — веризм или натурализм, импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм, символизм, неоклассицизм, тесно связанные с литературными и живописными течениями эпохи) имело своих представителей, как правило, немногочисленных. Да и самые направления развивались неравномерно — в одних странах ярче и плодотворнее, чем в других. Так, веризм достиг художественных вершин только в Италии, где уже ка рубеже 80—90-х годов появились оперы Масканьи «Сельская честь» (1888) и Леонкавалло «Паяцы» (1892). Они положили начало направлению, подготовив почву для крупнейшего его представителя Дж. Пуччини, автора «Манон Леско» (1892), «Богемы» (1895), «Тоски» (1899), «Мадам Баттерфляй» (1904) и ряда других опер, завоевавших мировое признание.
Веристы (от слова «веро» — истинный, правдивый) провозгласили своим лозунгом «жизнь, как она есть» — без прикрас, со всеми ее негативными сторонами. Сюжеты они брали из повседневной жизни крестьян, бедных горожан, балаганных комедиантов, богемы, подчеркивая контраст между убожеством бытовой обстановки и остротой житейских драм и любовных коллизий. Жанровой основой для веристов, в том числе для Пуччини, служила лирическая опера (та же «Травиата» Верди), но в обрисовке конфликтов преобладали не столько мотивы социально-психологические, сколько мелодраматические, тяготевшие к повышенной эмоциональности и театральной эффектности ситуаций.
Тем не менее в лучших произведениях Пуччини, таких, как «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» (или «Чио-Чио-Сан») мелодраматизм сочетается с верностью психологического рисунка и реалистической трактовкой среды и взаимоотношений персонажей. При этом богатство его вокально-инструментальной палитры содействовало дальнейшему совершенствованию итальянской исполнительской школы. Не случайно его оперы наряду с операми Верди вошли в репертуар всех блистательных певцов нашего века.
← к оглавлению | продолжение →