БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Зарождение и развитие русской оперы (заключение)
Со смертью Чайковского (1893), а затем и Римского-Корсакова (1908) завершился период, связанный с развитием русской классической оперы. За полвека она проделала стремительный путь восхождения к вершинам, освоив все многообразие жанров, которые в течение веков накапливал зарубежный музыкальный театр. Ничем не поступившись в своей самобытности и непрерывно открывая для себя новые пути, она сумела увлечь за собой на эти пути молодые поколения европейских композиторов: Мусоргский стал образцом для юного Дебюсси, недолгое время проживавшего в России, а затем и Равеля; и многое другое могло бы послужить примером ведущей роли русской оперы в мировом искусстве.
Одновременно с успехами русской музыкальной драматургии шло и блистательное развитие отечественной исполнительской культуры. За эти полвека Россия выдвинула несколько поколений выдающихся певцов, работавших в теоном контакте с композиторами и во многом помогавших им реализовать созданные ими образы на сцене.
Содружество Осипа Петрова и его жены с Глинкой, певицы Леоновой с Мусоргским, Лавровской с Чайковским, Забелы-Врубель с Римским-Корсаковым вошло в историю. Но не только на них сказалось влияние композиторов: «Онегин» Чайковского послужил своеобразной школой новой драматургии для выпускников Московской консерватории, которым композитор доверил первое исполнение своих «лирических сцен».
Можно сказать, что все обновление театрального дела в России, происшедшее на рубеже XIX—XX веков, обязано своим успехом творческим достижениям великих русских композиторов XIX века. Когда вопреки косной политике императорских театров возникли частные оперные предприятия — театры Мамонтова, Зимина, товарищества оперных артистов, позднее Театр музыкальной драмы в Петербурге, — каждый из них подставил своей задачей дать подлинное сценическое воплощение замыслов наших отечественных композиторов.
Трудно переоценить значение Мамонтова в сфере сценического и декорационного решения оперного спектакля: именно он привлек в свой театр лучших художников эпохи — Поленова, Васнецова, Коровина, Врубеля; именно он открыл миру Шаляпина; именно он привлек только что кончившего консерваторию Рахманинова в качестве оперного дирижера, создав замечательное содружество его с Шаляпиным. Все это, пусть даже мамонтовская опера просуществовала совсем недолго, оставило неизгладимый след в русском театральном искусстве.
← к оглавлению | продолжение →