БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
«Могучая кучка»
На заключительном этапе жизни и творчества Глинки, в 50-е годы, вокруг гениального композитора, много болевшего и часто выезжавшего за границу, сплотилась небольшая группа русских музыкантов. В числе их были А. С. Даргомыжский, уже завоевавший известность как автор чудесных романсов и оперы «Русалка», А. Н. Серов — музыкальный критик и публицист, только еще готовившийся к завоеванию оперной сцены, и восемнадцатилетний музыкант из Нижнего Новгорода М. А. Балакирев. Необычная одаренность юноши заставила Глинку предположить в нем своего преемника и подлинного музыкального наследника.
Участь эта, действительно, была Балакиреву уготована, но не столько на поприще композиторском, сколько на поприще артистической и организаторской музыкальной деятельности. Выдающийся дирижер, пианист, творчески одаренный человек и темпераментный педагог, он сумел сплотить целую группу талантливейшей молодежи, внушив ей веру в свои силы, и организовать ее творческую жизнь.
Кружок этот, впоследствии получивший наименование «Могучая кучка» (так назвал его знаменитый критик В. Стасов в одной из своих статей; сами кружковцы называли себя «Новой русской музыкальной школой»), с необычайной интенсивностью овладевал высотами профессиональной культуры. Деятельность его в сфере оперы развернулась уже с конца 60-х годов; в эту пору появилась гениальная опера М. Мусоргского «Борис Годунов»; спустя четыре года после нее закончил свою «Псковитянку» Н. Римский-Корсаков; тогда же начал работу над «Князем Игорем» А. Бородин.
Знаменательно, что эти первые крупные работы представителей молодого поколения русских композиторов относились к жанру исторической оперы; в этом сказались важнейшие тенденции времени: в 60—70-е годы жизнь России бурно всколыхнула идеи народничества. Интерес к прошлому русского государства, вопрос о взаимоотношениях самодержавной власти и народа приковывали к себе внимание всей передовой интеллигенции. События, в которых участвовали народные массы, привлекали представителей различных искусств, особенно живописцев, объединявшихся в эти годы в вольные содружества единомышленников («товарищество передвижных художественных выставок» и др.). Представители этого демократического направления в русской художественной культуре отвергали академическую рутину, провозглашая принципы реалистического истолкования истории и ее связей с сегодняшним днем России.
← к оглавлению | продолжение →