БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Антон Рубинштейн и Александр Серов
Свой метод создания индивидуальных образов средвами жизненно верных речевых интонаций композитор сформулировал сам, притом с большой точностью: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот свой принцип Даргомыжский с предельной последовательностью провел в опере, созданной им во второй половине 60-х годов и явившейся его лебединой песнью. Это был «Каменный гость», написанный по «Маленьким трагедиям» Пушкина, где композитор выступил как реформатор оперной драматургии. Он поставил перед собой дерзновенную задачу — написать музыку на пушкинский текст, нисколько его не изменив. Отказавшись от законченных музыкальных номеров — арий и ансамблей,— Даргомыжский построил всю оперу на мелодизированном речитативе. Только две песни Лауры, в одной из которых использовано испанское стихотворение Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» добавлены сюда помимо текста трагедии, для обрисовки артистической среды, окружающей Лауру.
Композитор умер, не успев закончить свой замечательный труд. Он завещал завершить его молодым своим друзьям и единомышленникам — Кюи и Римскому-Корсакову.
Оба принадлежали к той группе молодежи, которой предназначено было сыграть выдающуюся роль в развитии русского музыкального театра. В ту пору это был кружок любителей, стремившихся под знаменами Глинки и Даргомыжского проложить самобытные пути для дальнейшего развития русской оперы.
Напомним, что одновременно с тем, как развертывалась деятельность Даргомыжского, внесли свой вклад в развитие русской оперы композиторы, причислявшие себя к другому, академическому направлению; одним из них был великий пианист и создатель Петербургской консерватории Антон Рубинштейн. Для музыкальной сцены он писал много: сочинял на библейские сюжеты («Маккавеи», 1875), на сюжеты из римской истории («Нерон», 1877) или индийской жизни («Фераморс», 1863) и одновременно на тексты Лермонтова («Купец Калашников», 1879; «Демон», 1871), придерживаясь рамок тех классических форм, которые выработала зарубежная опера. Современную тему Рубинштейн затронул только в «Демоне» — лирической опере, в которой ему удалось объединить русское романсное начало с пленительностью восточных, кавказских мотивов, а главное, передать тревожный, мятежный дух, волновавший сердца молодежи 70-х годов. Это и обеспечило опере настолько широкую популярность, что она до сих пор не сходит с русской сцены.
Другим крупным театральным деятелем 50—60-х годов был А. Серов, выдающийся критик, музыкальный исследователь и композитор. Оперы его «Юдифь» (1862), «Рогнеда» (1865), «Вражья сила» (1871) утвердили на русской сцене жанр «большой оперы» со всей ее пышностью и декоративностью. В свое время «Юдифь» воспламенила воображение не только единомышленников Серова (того же А. Рубинштейна, ценившего классическое искусство), но и едва начавших свой путь композиторов «Могучей кучки», резко отвергших академизм старших современников. Однако историческое значение имела лишь одна его опера — «Вражья сила» на текст пьесы А. Островского. Композитор сумел создать в ней не только рельефные, подлинно национальные характеры, но и колоритные сцены народного быта (например, масленичного гулянья), впервые широко прибегнув к уличному городскому фольклору.
← к оглавлению | продолжение →