БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Опера Даргомыжского «Русалка»
Во всеоружии этих достижений Даргомыжский приступил к созданию «Русалки». В отличие от героико-эпических устремлений Глинки он сосредоточил свое внимание на теме социального неравенства, воплотив ее в жанре лирико-бытовой драмы. Через три года после появления «Травиаты» Верди и за несколько лет до расцвета лирической оперы во Франции Даргомыжский создал произведение, отмеченное всеми чертами, характеризующими направление лирической драматургии за рубежом, но глубоко самобытное, основанное на постижении особенностей душевного склада, быта и сословных отношений в России.
Фантастический элемент, связанный с подводным русалочьим царством, играл в замысле Даргомыжского второстепенную роль: основной задачей его было передать душевную драму крестьянской девушки (Наташи), полюбившей неровню и отвергнутой, когда князю пришла пора жениться. Отчаяние, толкнувшее ее на самоубийство, сумасшествие ее отца-мельника и запоздалые укоры совести, терзающие князя и опустошающие его душу, — вот опорные моменты драматургии оперы. Драму любви, предательства и раскаяния Даргомыжский воплотил в ней языком современной ему песни и романса. Задушевные их интонации живут в каждой арии, дуэте, ансамбле. Особую выразительность обретают они в устах Наташи, подчеркивая непосредственность и пылкость ее характера, естественность всех душевных переживаний. В тех сценах, где она бурно переживает драму разрыва (не только с князем, но и с отцом), Даргомыжский тоже остается верен песенному началу. Даже когда на свадьбе князя внезапно звучит обличающий голос погибшей Наташи, упреки ее воплощены в песне народного склада («По камушкам, по желтому песочку»).
Только в заключительной сцене, где героиня выступает как царица русалок и мать маленькой русалочки, мстительное чувство и все еще не заглохшая страсть находят воплощение в патетической арии.
Психологические задачи, поставленные Даргомыжским в «Русалке», обусловили его стремление к большему лаконизму при построении оперных форм. Развернутые дуэтные сцены «Русалки» заключают в себе ряд мелких построений, передающих тончайшие изменения интонаций и ритма в репликах диалога. Вместо эпической широты Глинки на первый план выступает детализация сценического действия, тонкая эмоциональная его разработка.
Ново и его отношение к тексту, стремясь донести до зрителя поэзию и высокую простоту пушкинского диалога, Даргомыжский широко пользуется тем видом речитатива, который позднее П. Чайковский назвал мелодическим. Певучий и ритмически богатый речитатив этот органично связывает между собой ариозные, ансаблевые, хоровые построения, сообщая музыкальному действию непрерывное течение.
← к оглавлению | продолжение →