БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Александр Даргомыжский
Первым его последователем стал А. С. Даргомыжский. Получив в домашних условиях хорошее общее и музыкальное образование, двадцатилетний Даргомыжский серьезно думал сделать музыку своей профессией. Встреча с Глинкой в 1835 году, вскоре после возвращения композитора из путешествия, изучение теории по его привезенным из-за границы тетрадям, знакомство с создававшимся в ту пору «Сусаниным» сыграли в его решении важнейшую роль и определили характер и направление его работы. Однако в области оперы индивидуальные отличия дарования Даргомыжского сказались с первых же шагов: его влекли к себе не эпические, а остродраматические сюжеты с бурно развивающимся действием. Этим был обусловлен выбор «Эсмеральды» — первой оперы Даргомыжского, написанной на французское либретто Гюго (по его же роману «Собор парижской богоматери») и решенной композитором в духе французской «Гранд-опера» с эффектными драматическими сценами и трагическим финалом (1841). Однако дальнейшего развития это направление в его творчестве не получило. Закончив «Эсмеральду», композитор вообще надолго оставляет мысль об опере и лишь через семь лет (в 1848 г.) начал работать над составлением либретто «Русалки» по пушкинской драме; отметим, что прошло еще семь лет, прежде чем новая опера была им закончена (1855).
За это время (1841 —1855) в общественной жизни России произошли знаменательные сдвиги, заметно повлиявшие на оперную эстетику Даргомыжского. Интенсивное созревание революционно-демократической мысли, расцвет публицистики Герцена и критико-эстетической деятельности Белинского вызвали к жизни новое литературное направление — русский критический реализм. Представители «натуральной школы» — Достоевский, Герцен, Гончаров, Григорович, Тургенев — выступили в 40-х годах с первыми своими значительными романами, повестями и циклами новелл (В числе этих произведений «Бедные люди» Достоевского, «Кто виноват?» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Записки охотника» Тургенева, «Антон Горемыка» Григоровича, опубликованные между 1846 и 1852 годами.), сделавшими их выразителями идей эпохи: антикрепостническая и антидворянская тенденции, критическое изображение действительности, пристальное внимание к реальной среде, окружающей героев, а отсюда и интерес к бытописанию и характерным портретным зарисовкам — черты эти оказали сильнейшее воздействие на смежные области искусства, особенно на драматургию. И Даргомыжский стал одним из первых композиторов, утвердивших это направление на оперной сцене.
Этот поворотный момент в его творчестве ознаменован возрождением интереса к русским, преимущественно народным сюжетам и образам и наряду с этим усилившимся вниманием к фольклору, особенно к крестьянской песне, которую Даргомыжский пристально изучает, стараясь уловить характерные особенности ее склада и принцип связи мелодии со словом. Создавая собственные «русские песни» (специфический жанр русской вокальной лирики XIX в.), он бережно следует изученным закономерностям, избегая стилизаторства, способного исказить подлинную природу песни. Одна из задач, которые он при этом себе ставит, — это воспроизведение в вокальной мелодии живых интонаций человеческой речи; в этом он достигает подчас такой выразительности, что песня превращается в драматическую сценку.
К такой же естественной декламации стремился Даргомыжский и в обычных романсах, среди которых все чаще встречаются лирические монологи — раздумья, воспоминания, сердечная исповедь; пение здесь нередко переходит в «омузыкаленную речь», что дает возможность композитору свободно следовать за мыслью текста, передавая тончайшие его психологические оттенки.
← к оглавлению | продолжение →