На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Алексей Верстовский

Период с середины 20-х до начала 40-х годов связан с заметным оживлением деятельности русского музыкального театра. По одним только описаниям Пушкина, посвященным театральным впечатлениям его эпохи, можно судить о том, какую роль играли оперные и балетные спектакли в культурной жизни русского общества. В подъеме национального оперного творчества и исполнительства участвовали не только музыкальные, но и литературные силы России — Одоевский, Грибоедов, Загоскин, Жуковский, позднее Островский и многие-многие другие. Из высоко образованной среды русских любителей искусства вышел и А. Верстовский (1799—1862), выдающийся театральный деятель и композитор, утвердивший на сцене национальную романтическую оперу.

С юных лет увлеченный музыкой и театром, он рано получил известность в светских кругах как автор водевилей и сочинитель музыки к театральным представлениям. В двадцатишестилетнем возрасте он уже был одним из инспекторов московского Большого театра и с тех пор почти вплоть до самой смерти был его душой и руководителем. Почти тридцатипятилетний период его работы по созданию в Москве национальной оперной труппы часто называют «эпохой Верстовского» (труппа в начале его деятельности была смешанной, одни и те же артисты выступали в драматических и оперных спектаклях. Верстовский же способствовал разделению и строгой профессионализации актерских сил).

Большой театр ведет свою историю с 1776 года, когда усилиями князя Урусова, московского губернского прокурора, на углу Петровки было построено специальное театральное здание, где шли оперные, драматические и балетные спектакли. Здание этого первого в Москве музыкального театра сгорело в 1805 году. Пожар 1812 года уничтожил и второе здание, выстроенное на Арбате. С тех пор труппа выступала во временных помещениях, и лишь в 1825 году парадным спектаклем «Торжество муз» с музыкой Верстовского и Алябьева открылся Большой театр, построенный на месте Петровского. Это было второе по величине здание после миланского «Ла Скала».

Верстовский с первых своих шагов поставил целью поднять художественный уровень спектаклей: отобрав лучших певцов, он решил дать им настоящее вокальное воспитание и к этому делу привлек композитора А. Варламова, уже пользовавшегося в Москве большой известностью. Под руководством последнего совершенствовались такие певцы, как Н. Репина, А. Бантышев, П. Булахов, И. Лавров, и другие. Заботился Верстовский и об улучшении дела в театральной школе, готовившей новые кадры артистов, и о повышении качества репертуара.

Наряду с комическими операми Соколовского, Фомина, Пашкевича, с водевилями Алябьева и самого Верстовского на сцене Большого театра появились оперы Моцарта, Бетховена, Вебера, Россини и других выдающихся иностранных композиторов. Но наибольшей заслугой Верстовского явилось его творческое участие в создании национальной оперы. В «Пане Твардовском», в «Вадиме, или Двенадцати спящих девах», в «Аскольдовой могиле», в «Чуровой долине» — операх, написанных и поставленных в 1825—1841 годы, он использует легендарные сюжеты с переплетением реального и фантастического начал. Наиболее значительна из них «Аскольдова могила» (1835), написанная на сюжет Загоскина. Поэтическое отражение старого народного и княжеского быта (действие относится к началу введения христианства на Руси), выпуклые характеристики персонажей, доходчивость песенных, романсовых и танцевальных мелодий — все это сделало «Аскольдову могилу» одной из самых популярных опер русского репертуара; она долго не сходила со сцены.

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум