На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   публикации

БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная

Формирование русской композиторской школы

Театры эти сыграли большую роль в формировании русской композиторской школы (последняя треть XVIII в.). Сложилась она под непосредственным воздействием прогрессивного направления в русской общественной мысли и литературе, пробудившего и в музыкальных кругах интерес к обрядам, обычаям и песенному творчеству народа. Именно в это время появились первые печатные сборники русских народных песен — В. Трутовского, Н. Львова, И. Прача, привлекшие к себе внимание зачинателей жанра русской бытовой (комической) оперы.

Возникла она в 80-е годы на сцене столичных общедоступных драматических театров отнюдь не без влияния итальянских и французских образцов, но с первого мгновения жизни твердо заявила о своей национальной самобытности. Даже чередование разговорных и музыкальных сцен не казалось в ней прямым заимствованием у французов, а скорее заставляло вспомнить о сочетании сказанного и пропетого слова, свойственном некоторым русским фольклорным жанрам (театрализованным эпизодам русской народной свадьбы, хороводным и шуточным песням, присказкам).

В создании национальной бытовой оперы участвовали и выдающиеся профессиональные композиторы — такие, как Е. Фомин и Д. Бортнянский, и музыканты-практики, работавшие в театре.

Тесная связь с народной песней и бытом определила успех одной из первых опер этого жанра «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779), написанной на сюжет популярной комедии Аблесимова. Музыка к спектаклю, сочиненная режиссером театрального оркестра Соколовским, вначале попросту представляла удачный подбор цитат из народных песен, но позднее (около 1800 г.), отредактированная композитором Фоминым (1761 — 1800), приобрела очертания настоящей комической оперы.

Уже в первое десятилетие развития русской оперы наряду с подчеркнуто бытовой пьесой (тот же «Мельник — колдун, обманщик и сват») появились произведения остросатирического склада («Санктпетербургский гостиный двор» Матинского-Пашкевича), сказочная опера («Февей» Пашкевича) и чувствительная комедия, посвященная тяжелой судьбе крепостных крестьян («Несчастье от кареты» Пашкевича). Социальной остротой проникнут сюжет небольшой оперы «Ямщики на подставе» Е. Фомина. Широкую разработку здесь получили хоровые песни, выражающие мысли и настроения ямщиков — то молодецкую удаль, то глубокую задумчивость, то тоску, то душевный подъем; они-то и придают облику этой маленькой бытовой пьесы особую значительность.

Да и во всех других русских операх того времени трактовка хоровых сцен отличается тонкостью и лиризмом. В сатирической опере «Санктпетербургский гостиный двор», например, дающей весьма непривлекательные портреты жадных купцов, мошенников подьячих и тупоумных купеческих дочерей, хоровые песни на девишнике звучат на редкость тепло и задушевно.

В XIX веке на русскую музыкальную сцену проникают романтические веяния, усилившие интерес к разработке народно-эпических и сказочных сюжетов; самые ранние образцы романтизированной оперы принадлежали К. Кавосу. Итальянец, сын знаменитого архитектора, работавшего в России, он настолько сроднился с русской культурой, что считал себя обязанным участвовать в укреплении национальной тенденции. Это стремление отчетливо проявилось в его операх «Князь-невидимка» (1805) и «Илья-богатырь» (1806).

Одним из деятельных проводников романтических веяний стал и С. Давыдов — композитор, дирижер, педагог, получивший образование в придворной певческой капелле в Петербурге у Дж. Сарти. Одна из первых его театральных работ была связана с постановкой зингшпиля австрийского композитора Ф. Кауэра «Леста, днепровская русалка» (в оригинале «Дунайская русалка»). Перерабатывая ее для русской сцены в 1803 году, Давыдов дописал к первой части шесть номеров, а позже, в 1805—1807 годах, к двум кауэровским частям дописал третью и четвертую части, создав, таким образом, целую серию, состоящую из четырех сказочных опер, излагающих историю любви князя Видостана и обманутой им девушки: бросившись в Днепр и став русалкой, та продолжает тревожить его своими появлениями и неутихающей жаждой любви и отмщения. Пушкина сюжет «Лесты» навел на мысль о «Русалке», одной из гениальных и глубоко русских драм.

Патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, нашел непосредственное отражение в творчестве деятелей оперной сцены. В 1815 году под непосредственным впечатлением событий 1812 года К. Кавос создал оперу «Иван Сусанин» на либретто известного драматурга А. Шаховского. Хоровые ее сцены, подчеркнуто народного характера, представляли несомненный интерес и в сценическом и в музыкальном отношении; образ же Сусанина, трактованный не столько в героическом, сколько сентиментально-морализующем духе, явно не соответствовал ни облику русского крестьянина, ни реальному величию народного подвига в Отечественной войне. К чести Кавоса, он через 20 лет сам способствовал замене своего «Сусанина» гениальной оперой Глинки, премьерой которой дирижировал с подлинным увлечением.

← к оглавлению | продолжение →


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум