БЕСЕДЫ ОБ ОПЕРЕ
Елена Чёрная
Беседа третья. Оперные жанры XIX века
Новую эпоху, породившую и новые оперные жанры, определили бурные события французской революции. Они изменили не только социальный строй Франции, устойчивые черты ее быта и сословных взаимоотношений, но предъявили искусству небывалое требование: служить не избранной публике, а революционным массам. И оно действительно вышло из дворцовых стен на улицы и площади, заговорило мощным и в то же время доступным для всех языком. Перемены эти коснулись и музыкального театра, переживавшего волнующие и критические дни: опера уже не мирилась с привычными понятиями героического или комедийного спектакля — ее образы, сюжет и язык тоже должны были отвечать тем необычным переживаниям, которыми были охвачены массы. Это остро сознавали и маститые, признанные композиторы Франции, такие, как Гретри или выдающийся симфонист Госсек, так и молодой, но уже прославившийся в Европе итальянец Керубини, наконец, и представители молодого поколения отечественных музыкантов — Меюль, Лесюёр, Бертон. Общими усилиями стремились они найти путь к сердцам новой зрительской аудитории.
Внимание их прежде всего обратилось к тираноборческой тематике, которая истолковывалась ими свободно, со включением в сюжет авантюрных элементов. Так родилась «опера спасения» — героический жанр, где действие развивалось необычайно стремительно и бурно, а герои, подвергаясь бесчисленным опасностям, не раз оказывались на краю гибели. При этом герои были людьми обычными, только волевыми, смелыми и сильными духом. Это и помогало им преодолевать драматические препятствия, стоявшие на их пути.
Подобные сюжеты потребовали и музыкального воплощения более яркого, патетичного, способного потрясти и увлечь аудиторию: в оркестре появилось увлечение необычными тембрами и красками; вокальные партии обогатились потоком волнующе-драматических интонаций и бурными ритмами, потребовавшими от певцов несравненно более темпераментного исполнения. Принадлежали ли герои опер Керубини к античному миру («Медея»), были ли это поляки, боровшиеся с тиранией вельмож в пору татарских набегов («Лодоиска»), или современные люди, вовлеченные в водоворот революционных событий во Франции («Водовоз»), они проявляли себя как мужественные борцы с деспотизмом и несправедливостью.
Во всем этом уже зрели черты будущего романтического театра, которому предстояло завоевать в XIX веке европейскую оперную сцену.
← к оглавлению | продолжение →