Итальянский композитор. Родился 9 мая 1740 г. в городе Таранто. Обучался в Неаполитанской консерватории у Ф. Дуранте. В связи с успешными постановками ряда опер buffa в театрах Болоньи, Неаполя. Венеции, Рима, к композитору пришла широкая известность. Приглашенный Екатериной II в Россию, Паизиелло на протяжении нескольких лет (1776—1783) исполнял обязанности инспектора и придворного капельмейстера итальянской оперы в Петербурге. Возвратившись на родину, он встал во главе придворной капеллы
в Неаполе, не прекращая в то же время активной творческой деятельности. По настоянию Наполеона, горячего поклонника искусства Паизиелло, композитор около двух лет (1802—1303) провел в Париже, занимая пост руководителя капеллы в Тюильри. Затем он вновь возвратился в Неаполь. Реставрация Бурбонов (1815) пагубно отразилась на дальнейшей судьбе музыканта. Устраненный от руководства Неаполитанской придворной капеллой, он оказался не у дел. 5 июня 1816 г. Джованни Паизиелло скончался.
Художественное наследие композитора обширно и многообразно. Оно насчитывает свыше ста опер (seria и buffa), двенадцать симфоний, шесть концертов для фортепиано с оркестром, ряд камерно-инструментальных, религиозно-культовых и иных сочинений.
Среди музыкально-театральных произведений, пользовавшихся наибольшей популярностью у современников Паизиелло, следует отметить «Севильского цирюльника» (Петербург, 1782), «Прекрасную мельничиху» (Неаполь, 1788), «Нину, или Сумасшедшую от любви» (Неаполь, 1789). Первая из названных опер пребывала в репертуаре европейских театров вплоть до появления одноименного сочинения Россини, то есть на протяжении нескольких десятилетий. Вторая, известности которой немало содействовали знаменитые фортепианные вариации Бетховена (на темы «Nel cor piu» и «Quanto e belloо»), оказалась еще более долговечной; в СССР последняя постановка «Прекрасной мельничихи» осуществлена в 1938 г. силами выпускников башкирского отделения Московской консерватории.
Непринужденность сценического действия и подкупающая искренность в выражении чувств, четкость мелодических характеристик и широкая доступность живописных средств — таковы характерные особенности итальянской музыкальной буффонады, одновременно — лучших оперных созданий Джованни Паизиелло. Произведения итальянского композитора — «Прекрасная мельничиха» в первую очередь — могут быть отнесены к высшим достижениям западноевропейского музыкального искусства второй половины XVIII в.