На главную
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
  партнер
  реклама

   театры

Метрополитен-опера
(Metropolitan Opera)

Метрополитен-опера (Metropolitan Opera) "Метрополитен-опера" (Metropolitan Opera) - ведущий оперный т-р в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке оперой "Фауст". Создан на средства акционерного об-ва "Метрополитен-опера хаус компани". Субсидируется богатыми фирмами, об-вами, частными лицами. Здание т-ра построено по проекту арх. Дж. К. Кейди; зрит. зал на 3625 мест. "Метрополитен-опера" является единственным в США постоянным оперным т-ром (работает 7 мес. в году). Хор, оркестр и вспомогат. коллективы стабильны; ведущие солисты и дирижёры приглашаются на сезоны или на определённые спектакли. Важная роль в становлении "Метрополитен-опера" принадлежала дирижёру Л. Дамрошу (художеств. руководитель т-ра с 1884). В первом десятилетии репертуар т-ра состоял в основном из нем. опер, превалировали произв. Р. Вагнера; здесь, впервые в США, были пост. "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1886), "Тристан и Изольда" (1886), "Зигфрид" (1887), "Гибель богов" (1888), "Золото Рейна" (1889). В 1903 состоялась первая, после Байрёйта, пост. оперы "Парсифаль". Солистами в эти годы были - К. Нильсон, И. Кампанини, М. Зембрих и др. На рубеже 19 и 20 вв. здесь выступали Э. Альбани, С. Арнольдсон, Э. Имс, Н. Мелба, В. Морель, Л. Нордика, П. Плансон, Я. и Э. Решке. В 1903 на сцене "Метрополитен-опера" дебютировали Э. Карузо и О. Фремстад, в 1907 пел Ф. И. Шаляпин. В 1908-15 т-ром руководил А. Тосканини, директором был Дж. Гатти-Казацца (1908-35). В этот один из самых ярких периодов существования "Метрополитен-опера" Тосканини повысил художеств. уровень спектаклей, ввёл в репертуар произв. итал., франц. и рус. композиторов (в т.ч. П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова). В 1910 под рук. Г. Малера (дирижировал в т-ре в 1908-10) в "Метрополитен-опера" была пост. первая рус. опера - "Пиковая дама", в 1913 А. Тосканини осуществил пост. оперы "Борис Годунов". На сцене "Метрополитен-опера" начинают ставиться оперы амер. композиторов, первой была пост. "Трубка страсти" Ф. Конверса (1910). В 1910-е гг. в "Метрополитен-опера" окончательно утвердился обычай ставить оперы на языке оригинала. В этот период в т-ре регулярно выступали Э. Карузо, Э. Дестинова, Л. Бори, Л. Слезак и др. В 1918 впервые был исполнен триптих одноактных опер Пуччини ("Плащ", "Сестра Анжелика" и "Джанни Скикки"). В последующие годы, несмотря на поддержку меценатов, т-р испытывал финансовые затруднения, продолжительность сезона сократилась до 3-4 месяцев. Тем не менее "Метрополитен-опера" оставался средоточием лучших представителей мировой вок. культуры, здесь выступали Дж. Де Лука, Дж. Мартинелли, Б. Джильи (с 1920), А. Галли-Курчи, Титта Руффо, М. Ерица, в 30-е гг. - Г. Мур, Э. Пинца, Л. Тиббетт, в 30-40-е гг. - Л. Альбанезе, Ю. Бьёрлинг, Д. Джаннини, З. Миланова, Л. Понс, М. Сингер, Л. Уоррен, а также исполнители вагнеровского репертуара - Л. Леман, Э. Лист, М. Лоуренс, Л. Мельхиор, Э. Траубель, К. Флагстад, Ф. Шорр, Г. Янсен. Репертуар т-ра в 20-50-е гг. составляли, в основном, популярные итал., франц. и нем. оперы. Среди опер амер. композиторов в "Метрополитен-опера" шли "Питер Иббетсон" Тейлора (1931), "Император Джонс" Грюнберга (1933), "Весёлая гора" Хансона (1934), "Ванесса" Барбера (1958). Произв. амер. композиторов никогда не занимали значит. места в репертуаре "Метрополитен-опера". В течение неск. десятилетий лишь немногим амер. певцам, часто после их признания в др. странах мира, удавалось стать ведущими солистами т-ра. С начала 40-х гг. труппа систематически пополняется молодыми амер. вокалистами, к-рые впоследствии получили широкую известность, - А. Варнай, Ж. Пирс, Р. Питерс, Р. Резник, Э. Стибер, Р. Стивенс, Р. Такер, Л. Уоррен и др. Дирижёрами в этот период в "М.-о." были Б. Вальтер, Э. Лейнсдорф, Д. Митропулос, Ф. Штидри и др., т-ром руководил канадский певец Э. Джонсон (1935-50).

В 1950-72 т-р возглавлял Р. Бинг, при к-ром значительно повысилась общая муз. и сценич. культура спектаклей "Метрополитен-опера". Он усовершенствовал репетиционную работу. Продолжительность сезона к концу его директорства достигла 31 недели. При нём впервые На сцену "Метрополитен-опера" получили доступ негритянские артисты - первой была М. Андерсон (1955, "Бал-маскарад"). С 1975 директор т-ра - Э. Блисс. Среди наиболее значит. пост. этого периода: "Воццек" Берга (1959), "Макбет" (1959), "Навуходоносор" (1960), "Фальстаф" (1964), "Луиза Миллер" (1968), "Отелло" (1972), "Сицилийская вечерня" (1974) Верди, "Фиделио" (1960); "Турандот" и "Девушка с Запада" Пуччини (1961), "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси (1962), "Сомнамбула" (1963); "Женщина без тени" Р. Штрауса (1966), "Волшебная флейта" (1967), "Валькирия" (1967), "Парсифаль" (1970), "Тристан и Изольда" (1971); "Питер Граймс" Бриттена (1967), "Норма" (1970), "Вертер" (1971), "Вольный стрелок" (1971); "Дочь полка" Доницетти (1972), "Кармен" (1972); "Троянцы" Берлиоза (1973), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1973), "Осада Коринфа" Россини (1975). Из произв. рус. классики т-р регулярно обращается к "Борису Годунову" (посл. пост. в 1974), часто ставит оперы "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". На сцене театра изредка осуществляются пост. опер амер. композиторов. Спектаклями руководили крупные дирижёры-гастролёры - Э. Ансерме, К. Бём, Л. Бернстайн, Г. Караян, Й. Крипс, З. Мета, Л. Стоковский и др. Ведущим дирижёром т-ра является Д. Левайн. Пост. "Метрополитен-опера" руководят также С. Эрлинг, П. Маг, Р. Бонинг, Ф. Молинари-Праделли и др.

"Метрополитен-опера" по-прежнему является центром притяжения лучших заруб. артистич. сил. На его сцене в 50- нач. 70-х гг. выступали В. де Лос Анхелес, X. Брилиот, Э. Бастианини, Н. Гедда, Т. Гобби, Н. Гяуров, Л. Делла Каса, М. Дель Монако, М. Кабалье, М. Каллас, Ф. Коссотто, Дж. Дондон, К. Людвиг, А. Моффо, Б. Нильсон, Л. Прайс, Л. Ризанек, Дж. Сатерленд, Б. Силс, Р. Скотто, Дж. Ди Стефано, Р. Тебальди, Г. Туччи, Б. Христов, Э. Шварцкопф и др., а также сов. певцы П. Г. Лисициан ("Аида", 1960), Г. П. Вишневская ("Аида" и "Мадам Баттерфляй", 1961), М. Л. Биешу ("Паяцы", 1971).

Фактич. хозяевами т-ра являются крупные меценаты, вносящие определённые суммы в фонд "Метрополитен-опера". Приглашение солистов-гастролёров обусловливает высокие цены на билеты, недоступные рядовому американцу. Принцип исполнения на языке оригинала также ограничивает круг посетителей т-ра.

В сент. 1966 "Метрополитен-опера" перешёл в новое здание (зрит. зал на 3800 мест), оснащённое совр. театр. техникой и отличающееся первоклассной акустикой (арх. У. К. Харрисон). Т-р расположен на территории "Линкольн-сентра". Кроме основной сцены, т-р имеет 3 вспомогательные. Оркестровая яма рассчитана на 110 музыкантов. Стены вестибюля украшены монументальными фресками М. Шагала.

Литература: Ромадинова Д., Музыка и музыканты Америки. (Очерк) 3 - Метрополитен-опера, "СМ", 1969, No 8; Seltsam W. H., Metropolitan Opera Annals. A. chronicle of artists and performancs, N. Y., 1947; Rubin St. E., The new Met in profile, N. Y., (1974).

Л. Г. Григорьев


  поиск

  реклама
главная оперы история хронология театры композиторы исполнители записи словарь
Классическая музыка.Ру Belcanto.Ru - в мире оперы OperaNews.Ru - всё об опере
© 2001—2010 Студия Ивана Фёдорова. О сайте. Форум